Время работы: музей работает с 9.00-19.00, в четверг с 9.00 до 21.00

История экспонатов. Подсвечники Фраже и Фроловых - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • История экспонатов. Подсвечники Фраже и Фроловых
14 Янв

История экспонатов

Подсвечники Фраже и Фроловых

Электричество, как одно из достижений человечества, сделало возможным освещать жилища в ночное время, хотя желание продлить день осуществили намного раньше с помощью восковой свечи. Открытие электрической дуги учеными разных стран в течение XIX века можно назвать коллективным поиском альтернативы той, которая стояла в подсвечнике. Геленджикский историко-краеведческий музей для выставок по истории зарождения курорта Геленджик представляет замечательные образцы подсвечников в качестве примера обустройства домов интеллигенции на рубеже XIXXX веков.

Гениальное по простоте приспособление для устойчивости свечи могло быть металлическим или каменным, чтобы предотвратить возгорание или порчу поверхности, на которую ставили свечу. Оно выполняло две бытовые функции — защитную и эстетическую и, в глазах обывателя «судьба» подсвечника незатейлива, хотя для музейщика открывается занимательная история.

В 1950 и 1953 годах наш музей по накладной Заготовительной базы Геленджикского райпотребсоюза получил в дар два подсвечника. Оба из металлического сплава, но первый подсвечник с ручкой, мог использоваться и как подлампадник, а второй – разборный, с отвинчивающимся от стержня основанием. На обоих подсвечниках с помощью лупы просматриваются клейма, благодаря которым можно узнать про жизнь предприимчивых людей — русских Фроловых и французов Фраже.

Подсвечник Фраже

Инструкция к изделиям И. Фраже

В XIX веке Европу охватила предпринимательская «лихорадка», в которой участвовали те, кто мечтал расширить производство и рынок сбыта. Клеймо фабрики Фраже говорит о том, что предприятие на территории Польши организовали братья Альфонс и Иосиф — французские подданные. Начали они в здании на Светлой улице в центре Варшавы, затем к 1828 году фабрика переезжает в новые помещения на Королевской улице, а в 1830 году за качество столовых приборов и подсвечников фабриканты получили свою первую международную награду — серебряную медаль на выставке в Париже.

Иосиф Фраже

В чем был их успех? Дело в том, что подсвечники и столовые приборы выглядели серебряными, но были по цене настолько дешевле, что стали доступны небогатым мещанам. Изделия, будучи в действительности медными, покрывались очень тонким слоем благородного металла, делая эти «подделки» заманчивым предложением для покупателей. В 1847 году Иосиф Фраже в путешествии по Европе, узнает про гальванизацию, которую применил на своей фабрике. Преимущество этого способа в использовании не только меди, но и никеля, цинка в соотношении 60%, 12% и 28%. Продукция становится настолько популярной, что словом «фраже» называют любое посеребренное изделие.

Через 20 лет пост управляющего занимает сын Юлиан, что становится началом династии, возглавившую бизнес на сто лет. С 1867 года производство расширяется, увеличивая количество торговых точек в городах Российской империи — Москве и Санкт-Петербурге. А когда Фраже получает золотую медаль на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде 1896 года, то получает разрешение на использование изображения двуглавого орла — государственного герба на своих изделиях. Но на клейме подсвечника, хранимого в нашем музее, герб отсутствует, что означает его изготовление до 1896 года. Подсвечник с ручкой в виде кольца использовался и как подлампадница. Подобные изделия успешно продавались в магазинах Александрии, Афин, Белграда, Будапешта, Каира, Рио-де-Жанейро, Стамбула, Риги, Тегерана, Харбина и Шанхая. Но с 1918 года экономическая ситуация для Фраже ухудшается в связи с исчезновением российского рынка сбыта.

Рекламная газета фабрики И. Фраже

Перед началом Второй мировой войны главой бизнеса становится внук Юлиана. Оккупация Польши означала прекращение фабричной работы, но после войны производство восстановилось, хотя перестало быть частным делом династии. Понятие «фраже» подразумевает не только фамилию, но и масштабную реализацию предприимчивости, в которой получился «химический сплав» из маркетинга, революционного метода и качества.

Но в XIX веке металлический (бронзовый, латунный или медный) подсвечник могли себе позволить помещики, а в крестьянских избах лучину вставляли в светец — кованную подставку. Возможно, при освещении лучиной крепостная барина Фрола Подъёмного в Подмосковье родила сыновей в 1830-е годы — Устина и Савелия. Братья, получившие фамилию Фроловы, в скором времени освоили кузнечное ремесло. Их предприимчивость позволила основать артель, изделия которой охотно приобретали помещики и купцы.

Подсвечник братьев Фроловых

Клеймо «Бр.Фроловы» на подсвечнике

История братьев Фроловых проявилась из небытия, благодаря клейму на основании томпакового подсвечника. Такие подсвечники делались методом литья с элементами токарных работ из латунного сплава. Глядя на него, виден уровень мастерства артельщиков. Большое умение сделало известным товарищество братьев Фроловых за пределами Москвы. Но в 1917 году имущество имения Фрола Подъёмного было конфисковано, а ремесленные цеха и металлургические мастерские перешли в руки пролетариата. Небольшие по размеру подсвечники, изготовленные в товариществе «Бр.Фроловы», повсеместно использовались в быту долгое время, а ныне они представляют неподдельный интерес музейщиков для пополнения коллекции предметов быта на рубеже XIX и XX веков.

Два клейма «рассказали» историю развития артельного и фабричного производства, которые организовали русские и французы, позволив представить широкой публике две фамилии, известные лишь специалистам, Фроловы и Фраже, которые случайно встретились в фонде Геленджикского историко-краеведческого музея.

Балуева Татьяна Гарриевна,

научный сотрудник отдела фондов.

Скачать статью в PDF: Балуева Т.Г. История экспонатов. Подсвечники Фраже и Фроловых

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

 Версия для слабовидящих