Время работы: музей работает с 9.00-19.00, в четверг с 9.00 до 21.00

Чеченская палитра: художники Чеченской Республики - Чёрному морю в ГИКМ - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Чеченская палитра: художники Чеченской Республики — Чёрному морю в ГИКМ
22 Авг

7 сентября, в Геленджикском историко-краеведческом музее состоится открытие выставки «Чеченская палитра: художники Чеченской Республики — Чёрному морю».

Название выставки не случайно, так как впервые жители и гости города-курорта Геленджик могут познакомиться с колоритными, самобытными работами чеченских мастеров, чьи произведения достойно украшают музеи, галереи, частные собрания Российской Федерации и Европы.

Данная выставка организована Администрацией города-курорта Геленджик, Геленджикским историко-краеведческим музеем, Чеченским отделением Союза Художников Российской Федерации при поддержке Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации и пресс-службы города-курорта Геленджик.
Это знак признательности Главе Чеченской Республики Рамзану Ахматовичу Кадырову и всему чеченскому народу, который искренне поддерживает всю Россию в непростой для всех период.
Это мероприятие также является символом объединения творческих сил Краснодарского края и Чеченской Республики. Выставка проходит в 2022 году, объявленным Годом культурного наследия народов России. Единение творческих сил – это благостный Свет, отражающийся в сердцах зрителей.

Сегодня важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — бескрайняя многонациональная страна, каждый из народов которой богат своим неповторимым искусством и обычаями. В современном мире, когда утрачены многие ценности и культурные традиции, необходимы такие мероприятия, которые лишний раз способствуют единению и сплочению разных национальностей. Вековые традиции и неповторимый национальный колорит — все это гармонично сочетается в работах чеченских художников, которые отображают их настроение, их мечты, желание остановить мгновение.
Во всех представленных произведениях внимательный зритель может уловить отражение богатого духовного мира авторов, поиски ими вечной гармонии в проявлениях жизни, в природе, в простых предметах, ведь каждый художник несёт в своем произведении частичку своей души.
В экспозицию данной выставки войдут более 70 работ живописи, графики и предметов декоративно-прикладного искусства именитых представителей Чеченской Республики, членов Союза Художников Чеченской Республики, таких как: Элита Дадакаева, Ислам Мутусханов, Лолита Яскиева, Абу Пашаев, Тамара Тайсумова, Рустам Яхиханов, Макка Ильясова, Зара Ильясова, Зайнап Ильясова, Каим Абуев, Раиса Исрапилова, Ломалиева Мадина, Макалова Хейда, Муцаев Рустам, Хасаев Чингисхан, Дибиров Джабраил, Юсупова Хеда, Муслим Дамашев, Есмирзаева Лейла, Джабраилова Зарина, Шамилов Андий, Оздоев Аслан, Чамаева Асят, Даудова Фатима.
Куратор выставки: Анна Булах, член Союза журналистов России, петербургский искусствовед, проживающий 7 лет в Чеченской Республике (г. Грозный).

Выставка продлится до 15 декабря.
Ждём вас по адресу: г.Геленджик, ул.Островского, д.1.
Телефон для справок 8(86141)21-3-62
Сайт музея www.gelmusey.ru
До встречи в музее!

Элита Дадакаева — тонкий романтик

Уже более 3-х лет я проживаю в Грозном, и судьба мне дарит часто встречи с разными людьми. Встречи — это маленькие подарки, которые обогащают нашу жизнь, привносят в неё что-то новое и интересное. Бытовая рутина затягивает большую часть нашей жизни, с годами у каждого из нас всё меньше желания верить в доброту, душевное тепло. Но есть люди, которые излучают тепло и притягивают к себе самых разных людей.

Мне, как петербургскому искусствоведу, хотелось бы рассказать об одной интересной, красивой женщине, талантливой художнице. Этого замечательного человека зовут Элита Дадакаева.

Элита — известный и любимый многими художник не только в Чеченской Республике, но и за её пределами. Сама по себе художница — тонкий и чуткий человек, очень бережно относящийся к своим студентам, к их творчеству. Прививает им любовь к прекрасному, учит разбираться в истории стилей.

Её произведения несут в себе глубокую смысловую нагрузку, а также «дышат» любовью к своей Отчизне. Какие бы образы она ни создавала, — будь то горные пейзажи, натюрморты, или детские портреты — это законченные образы, со смыслом, содержанием.

В живописи Элита Дадакаева — темпераментный, страстный и, вместе с тем, тонкий колорист, создающий в каждой картине свою цветовую «мелодию», неповторимую и незабываемую. Цвет в её работах многофункционален: он передаёт природную окраску и форму предмета, его материальные качества, выражает настроение и выполняет декоративную роль на холсте. Обострённое цветовидение, цветоощущение, свобода и широта души, высочайшее профессиональное мастерство дают ей безграничные возможности в искусстве живописи.

В творчестве художницы часто можно встретить портреты детей. Они привлекают необычайной красотой и обаянием. Детские образы — это чистые ростки будущего мира, воплощение надежд, «объекты» любования и сердечной радости. В их открытых, наивных лицах, естественных живых позах и движениях передана вся гамма ощущений, впечатлений беспечного детства.

Каждая картина несёт печать своего времени. Сила правды и сила таланта художницы сделали образы необычайно убедительными. Тонкая «поэзия» образов проявляется не только в портретах и жанровых произведениях, но и в натюрмортах и пейзажах. В её женских портретах нет ничего искусственного, вычурного, всё естественно и просто. Героини картин изображаются в различных эмоциональных состояниях, со всеми психологическими оттенками и нюансами.

Элита Дадакаева также блестящий книжный иллюстратор. В «заветных» папочках художницы, хранящихся в мастерской, лежат особенно дорогие сердцу автора натурные этюды. Эти работы мастер показывает друзьям, и очень близким людям.

Уже много лет Элита Дадакаева преподаёт в ЧГПУ. Со своими студентами она выезжает на пленэры по республике. За успехи в творчестве и активное участие в художественных выставках, а также за содействие развитию изобразительного искусства в родной республике, награждена ведомственной наградой «Нагрудный знак за развитие культуры». За значительные достижения в творчестве Союз писателей Чеченской Республики наградил художницу медалью «Академик Пётр Захаров».

Произведения художницы находятся в Мемориальном комплексе Славы им. А.А. Кадырова, Государственной галерее им. А.А. Кадырова, Национальном музее Чеченской Республики, Картинной галерее пейзажей заслуженного художника России П.М. Гречишкина (Ставрополь), «Историко-краеведческом музее села Татарка» — филиале Ставропольского музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, Елабужском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (Елабуга, Республика Татарстан), Северо-Кавказском филиале государственного музея Востока (Майкоп, Республика Адыгея), а также в частных коллекциях России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Элита — искренний романтик, в самом светлом и лучшем значении этого слова. Ей удалось постичь главную тайну жизни — научиться дарить людям чудеса, распахнув для всех желающих двери в открытые им волшебные миры. Душа Элиты Дадакаевой живёт в гармонии с миром, в любви к своей Отчизне и людям, в единении с краской, кистью, холстом.

 

Анна БУЛАХ

 

Чеченские национальные орнаменты и мотивы в творчестве Тамары Тайсумовой

 

Т.Тайсумова: мне очень хочется, чтобы благодаря моим картинам интерес и любовь к истангам возродились в сердце каждого чеченца

– Образование для художника – необходимость? Чему научиться можно, а чему нельзя, на Ваш взгляд?

– Да, образование необходимо для художника. Даже если человек талантлив, как минимум, на первых этапах творчества ему понадобятся самые базовые знания. А в целом образование необходимо для более широких знаний в теории изобразительного искусства, для овладения различными техниками и практическими навыками.

– Как устроен рабочий процесс художника? Из каких элементов складывается Ваш рабочий день?

– Самое «простое» в изобразительном искусстве – это практическая его сторона. Держать кисть, правильно подобрать цвета, грамотно скомпоновать композицию и т.д. – всему этому можно обучить даже самых далёких от искусства людей, были бы только желание и терпение. Другая и более сложная сторона вопроса – это привить обучаемому хороший вкус. Если у человека богатый внутренний мир, если в нем изначально заложено видение красоты окружающей его среды, то в дальнейшем практическое воплощение своих идей и чувств становится более художественным и точным.

– Кто повлиял на Ваше творчество в наибольшей степени? Ваши любимые художники?

– Всех художников, оказавших в той или иной степени влияние на меня, и не перечислишь так сразу, но наиболее любимые – это Вахит Заураев, Абу Пашаев, Саид Бицираев, Ансельм Кифер, Джексон Поллок. Творчество последнего вдохновило меня на создание работ в стиле фингер-арт (разбрызгивание краски пальцами).

– Как рождаются идеи для Ваших работ?

– Меня вдохновляют непогода, дождь, пасмурная красота, приятная грусть и покой. В последние три года я полностью погружена в изучение нашего национального орнамента. Я решила перенести чеченский орнамент на полотно, и показать его в современном стиле. Очень люблю национальные орнаменты, наши истанги, потому что это мне близко, это родное. Это то, что никогда не стареет. То, что мы должны пронести сквозь века, как когда-то наши предки увезли с собой истанг в ссылку и вернулись вместе с ним из Сибири и Казахстана. Мне очень хочется, чтобы благодаря моим картинам интерес и любовь к истангам возродились в сердце каждого чеченца. И, конечно, я ставлю цель с помощью современного искусства донести до российского и зарубежного общества, какими прекрасными были наши орнаменты и истанги.

– На Ваш профессиональный взгляд, как родителям распознать талант рисования у ребенка? Ведь многие детки рисуют, но далеко не все потом становятся художниками.

– Различные таланты у детей могут проявляться уже в 4-5 лет, а особый дар в рисовании и того раньше. Тут важно внимание родителей. Не нужно заставлять ребенка делать что-то, к чему есть интерес у вас, но что совсем не нравится ему. Если вы заметили, что ваше чадо с увлечением рисует и уделяет этому процессу достаточно много времени, то нужно потихоньку, не навязывая, поддерживать его увлечение. С достижением определенного возраста его можно отдать на обучение в художественную школу. Если ребенок вдруг откажется от учебы в такой школе, это ещё не означает, что он потерял интерес к рисованию. Возможно, он просто не может найти общего языка с другими детьми. Бывает, конечно, и такое, что годы обучения в художественной школе не дают должного результата. Чтобы подобного не произошло, и была уверенность, что у вашего чада действительно есть талант, то это можно выявить, наблюдая за ним: ребёнок не всегда может подобрать какое-нибудь слово, ему легче изобразить его на бумаге; он не повторяет одни и те же рисунки и всегда находит новые сюжеты и характеры; когда есть свободное время, он с удовольствием проводит его, занимаясь каким-нибудь творчеством. Поощрение и внимание со стороны родителей и близких – вот главный секрет раскрытия талантов ребенка.

– Расскажите немного о Ваших учениках из Детской художественной школы №1 Грозного. Вы часто проводите там интересные мастер-классы.

– Дети у нас очень талантливые, заметен большой творческий потенциал. Да, мы часто участвуем в разных конкурсах, выставках, занимаем призовые места. В нашей школе проходила ежегодная акция «Дари добро» с министром культуры ЧР, уважаемой Айшат Кадыровой! Учащиеся с большим интересом и азартом осуществляли свои фантазии, расписывая новогодние игрушки. Дети с особым трепетом ждали этой акции, ведь каждая игрушка, расписанная их руками, должна была принести добро в чью-то семью.
Свой первый мастер-класс я провела в Стокгольме в 2013 г. Организация «Женщины за развитие» готовила выставку в Швеции, в которой пригласили и меня поучаствовать. Эта выставка молодых художников в Стокгольме называлась Young art in today’s Chechnya (Молодежное искусство в современной Чеченской Республике). Там, после выставки, я и провела для них мастер-класс по абстрактной живописи, показывала технику рисования брызгами. Мастер-класс – очень хорошая площадка для демонстрации и продвижения необычных техник рисования. Такие занятия снимают, например, у детей страх перед самим процессом рисования. Можно реализовать множество идей. Также на них можно использовать необычные инструменты и материалы. Это вызывает как у детей, так и у взрослых интерес к изобразительному искусству.

– Что для Вас счастье?

– Для меня счастье – это благополучие моих близких, моей Родины, улыбки на лицах моих учеников. Это состояние покоя, душевное равновесие, умиротворённость – чувства, которые я нахожу, работая над картинами. А еще счастье в осознании сопричастности к богатой культуре и истории моего народа и, конечно, вера во Всевышнего и Его милость, которая нас окружает каждый день.

 

Анна Булах,
член Союза журналистов России, искусствовед

 

 

Саид-Хамзат Нунуев: основа нравственной культуры чеченцев – совесть

Все обычаи, традиции, миропонимание и поведение чеченцев связаны именно с человеческой совестью, которая обострялась из века в век при любых условиях

Этические и нравственные нормы всегда играли значительную роль в культуре народов Северного Кавказа. У всех северокавказских наций существовали бережно хранимые моральные кодексы, уникальное сочетание норм и традиций. Одними из наиболее ярких представителей северокавказской культуры являются чеченцы, которые всегда отличались высокой культурой поведения и трепетным отношением к своим исконным традициям.

На тему духовной культуры чеченцев, вопросов национальной этики удалось побеседовать с известным писателем, историком, членом Союза писателей СССР и РФ, лауреатом Международной литературной премии имени Льва Толстого Союза писателей Москвы, директором Махкетинского краеведческого музея (филиала Музея ЧР) Саидом-Хамзатом Нунуевым.

– Саид-Хамзат Махмудович, что, на ваш взгляд, лежит в основе нравственной культуры чеченского народа?

– Нравственная, духовная культура чеченцев уходит в глубины обозреваемых тысячелетий. Наукой доказано, что нахские народы (чеченцы, ингуши, бацбийцы) являются наиболее вероятными потомками создателей закавказских и переднеазиатских хурритских цивилизаций: Урарту, Митанни и др. Но цивилизации – это не только и не столько храмы, дворцы, цитадели, каналы, акведуки, а, прежде всего, духовное наследие, что накопили этносы, что пронесли через тысячелетия сквозь всевозможные катаклизмы. Основа нравственной культуры чеченцев, я бы сказал, – СОВЕСТЬ. Все обычаи, традиции, миропонимание и поведение чеченцев связаны именно с человеческой совестью, которая обострялась из века в век при любых условиях. Совесть заставляла помогать друг другу, заботиться о слабых, помогать бедным, быть снисходительными даже к врагам. Это позволяло народу, как минимум, выживать в противостоянии всем невзгодам.

– Как на сегодняшний день в ЧР изучаются вопросы этноэтикета?

– Вопросы этнического этикета не столько изучаются, сколько воспитываются на них в семьях с самого раннего детства. Чеченское общество пронизано законами народного этикета. Такое воспитание дети получают не только в семьях, но и везде, где появляются: на улице, в школах, в гостях, ибо эти вопросы сакральны, если учитывать, что они связаны с исламским мировоззрением.
Отсутствие должного этикета в чеченском обществе строго осуждается. Отсутствие этикета – «г1иллакх ца хилар» становится позором не только невоспитанного человека, но и его семьи, рода, села. С таким человеком не общаются, и человек вынужден бывает принять дозволенные нормы морали.

– В чём уникальные свойства «нохчалла»?

– У понятия «нохчалла» удивительная история и уникальное содержание. В стремлении узнать происхождение этого понятия нужно уходить в самое начало послепотопного человечества.
Из истории мировых религий мы хорошо знаем, что Всевышний затопил мир людей, потерявших человечность, совесть, опустившихся на уровень зверей. Творец поручил Пророку Нохе (мир ему) положить начало новому человечеству. Для этого ему было поручено спасти определённую часть людей, зверей.
Мы сегодня не можем языком науки объяснять все подробности, но из языка священной метафоры мы понимаем, что Всевышний предупредил людей о том, что произойдет, если люди окончательно потеряют совесть. Основа завета пророка Нохи (мир ему) такая: БЕРЕГИТЕ СОВЕСТЬ!
Учитывая, что у чеченцев наиболее глубокие (хуррито-шумерские) корни, мы можем предположить, что наш народ сохранил данный завет под словом нохчалла, и имя своего народа – нохчий. То и другое связано с именем пророка Нохи (мир ему). (Для сравнения – всех людей земли, предком которых является пророк Адам, чеченцы называют словом «адамаш»).

– У каждой нации есть основополагающие черты характера. Какие они у чеченцев?

– У нашего народа абсолютно обостренное отношение к человеческой чести и достоинству. Самое страшное для чеченца, если о нём скажут, что он – недостойный человек (и стаг вац). Такое оскорбление раньше приводило к убийству, кровной мести и т.д. Поэтому чеченцы такое друг другу, как правило, публично никогда не говорят. Чеченцы очень болезненно воспринимают оскорбления, словесные унижения. Физическую боль, рану могут перенести, но словесное оскорбление никогда не забывается.
Ещё одна черта чеченского менталитета – коллективная ответственность за члена семьи, рода. Поэтому чеченцы и ингуши никогда не бросают своих в беде, помогают друг другу по мере возможностей.

– Что помогает сегодня чеченцам сохранять свое духовное наследие?

– Современное рыночное общество в погоне за деньгами вносит серьёзные коррективы в обычаи и традиции, нравственные ценности любого народа, не только вайнахского. В наше непростое время спасает религиозная мораль, верность вековым представлениям о выдержке, чести, терпении.

– Что бы Вы пожелали современной чеченской молодёжи сегодня?

– Мир стремительно меняется. Меняются технологии, не стоит на месте наука. Поэтому самое важное для молодёжи – учиться, видеть горизонты своего развития. Понимать, что у нас громадная, великая страна от Калининграда до Курил, и везде востребованы наши руки и знания. Родину надо любить – и малую, и большую. И надо гордиться тем, чем мы наделены Всевышним.

 

Анна БУЛАХ, искусствовед

 

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

 Версия для слабовидящих