Site icon Gelendzhik Museum

Эпизод из жизни Пастернака

Эпизод из жизни Пастернака

10 февраля день рождения Бориса Пастернака, одного из самых ярких представителей русской литературы XX века. Уже при жизни он был причислен к сомну великих. Его творчество было воплощением Правды. Поэт, поведал нам о «торжествующей чистоте существования», о тайном и высоком смысле жизни. О человеке и его духовной творческой судьбе. Он нашел слова нужные всем людям, близкие всем людям, сказанные всем и за всех:

«Я чувствую за них, за всех,

Я ими всеми побежден,

И только в том моя победа…»

Его тонкие, глубокие и философские произведения были переведены на сотни языков. Литературное наследие Пастернака изучается в крупнейших университетах всего мира. Это был один из последних поэтов «серебряного века» русской литературы. Величайший поэт современности. Слава и гордость России. Но все это было потом…

Летом 1928 года Борис Пастернак с женой, Евгенией Владимировной и сыном Женей, отдыхали в Геленджике. «…Проводить лето решили в Геленджике, на берегу, Черного моря, 5 июня мамочка со мной и няней, молоденькой деревенской девушкой Маней, собрались и уехали. Папа оставался на попечении соседки Прасковьи Петровны Устиновой», — из воспоминаний сына Евгения Борисовича Пастернака, которому в то время было 5 лет. Борис Леонидович задержался в Москве в ожидании денег, которые должен был получить за переиздание ранних стихов. В своих письмах в Геленджик он беспокоился о семье: «Извести меня все же нравится тебе в Геленджике и рада ли, что в нем поселилась?» и подробно рассказывал о своей работе по подготовке к изданию стихов. В письме к кузине О.М.Фрейденбер от 19 июля 1928 года он писал: «Уезжаю совершенно истомленный. Геленджик, ул. доктора Гаазе, 22». Завершив работу и получив деньги, поэт 22 июля приехал в Геленджик.

Дом, где с июля по сентябрь жили Пастернаки, находился на углу современных улиц Садовой и Мира. Эта усадьба принадлежала греку, Ивану Кирилловичу Кара-Кузьме, который приехал в Геленджик из Трапезунда в 1915 году. По воспоминаниям геленджичанки, бывшего работника культуры нашего города Галины Николаевны Клименко, подворье большое, границы доходили до современного ресторана «Катальпа». Строение было полутораэтажным, на высоком фундаменте с подвалом и террасой. Рядом находился флигель, в котором жили хозяева. По северной стороне двора вдоль забора располагались домики с плоскими крышами и открытыми террасами. Это были меблированные номера, которые Кара-Кузьма, вместе с основным домом, сдавал приезжим.

Борис Пастернак с женой и сыном

Видимо, семья Пастернака занимала несколько комнат, так как с ними были еще 2 женщины (одна няня, а вторую Прасковью Петровну Устинову, Борис Пастернак привез с собой для помощи жене). Евгений Борисович, сын Пастернака, писал в своих воспоминаниях: «Папа привез с собой Прасковью Петровну, мастерицу своего дела. При южном изобилии и Бориной любви к съестной красоте, она в Геленджике превосходила саму себя: жарила барабульку, тушила баклажаны, запекала яблоки в тесте». Дом Кара-Кузьмы был известен в городе своими домашними обедами, готовили их геленджичанки Пелагея Ивановна Дегтярева с дочерью Варварой Кирилловной Щиплецовой. На эти обеды ходили и местные жители (одни ели там же, за столом со всеми, а другие в специальных судках уносили домой). Вероятно, здесь же, до приезда мужа Евгения Владимировна с сыном Женей и няней, обедали вместе с другими отдыхающими. Когда приехал Борис Пастернак, у семьи не было необходимости посещать «домашние обеды», так как П.П.Устинова взяла на себя все бытовые хлопоты.

Поэт любил активный отдых. Борис Леонидович и Евгения Владимировна поехали путешествовать: «Папочка мечтал о поездке в горы, они частью на автомобиле, частью по железной дороге и на пароходе отправились по приморскому шоссе до Туапсе, а потом морем в Мацесту. Меня оставили на Прасковью Петровну. Вернулись счастливые, хотя, кажется, их путешествие было со всякими приключениями, – в пути их обокрали» – вспоминал Евгений Борисович. На фаэтоне, запряженной парой лошадей, семья Пастернак посетила Джанхот, ездили на Тонкий мыс, любовались Голубой бухтой. В Геленджике поэт встретил А.Серафимовича, который тоже отдыхал и жил в Солнцедаре (на даче Гребенюка). Об этой встрече Серафимович писал (7 сентября 1928 г.) своему приятелю П.Г.Низовому: «В Геленджике Пастернак».

Погода, как всегда в это время (конец июля начало августа), стояла жаркая. Ходили по несколько раз в день купаться. Место, куда они ходили, находилось в районе современного городского пляжа (напротив бывшего магазина «Янтарь»).

Еще в начале XX века в этой части города располагались геленджикские купальни: Николайшвили, Щербины. В 20-30-е годы, там же был пляж: взрослый и детский. Евгений Борисович вспоминал: «Но главное море, Черное море, папиного детства. Папа великолепно и помногу плавал, — мгновенно раздеваясь и ныряя, он сразу исчезал из глаз. Мама же толком не умела, — проплывала лишь несколько метров. Они ходили на пляж для взрослых, а меня пасли на детском».

В 30-е годы Геленджик был маленьким провинциальным городком. По воспоминаниям отдыхающих того времени: «…Проходя по улице можно было зацепиться за колючие кусты держи-дерева, да топтать пропыленные заросли мелкой полыни. Главная улица города вся была застроена маленькими балаганчиками, где греки, многочисленное население Геленджика, торговали пляжной обувью, изделиями из морских раковинок и другими мелочами. В таких же фанерных балаганчиках помещалось множество примитивных фотографических мастерских, именовавшихся «фотоателье». Все эти ателье были одинаковыми, везде красовалась излюбленная декорация со скачущим на коне всадником с обнаженным мечом и дыркой вместо лица. В эту дырку клиенту предлагалось всунуть лицо, фотограф щелкал и курортник, уезжал из Геленджика с необыкновенными изображениями, которыми он затем потешал своих друзей». Таким Геленджик увидел и Пастернак.

Главная достопримечательность города – бухта, которая всегда производит на приезжих неизгладимое впечатление. Вполне возможно, что в своем цикле стихотворений «Волны», вошедших в книгу «Второе рождение», которое поэт написал в 1931 году, нашли свое отражение впечатления не только от Грузии, Кавказа вообще, но и Геленджика:

«Здесь будет все: пережитое

И то, чем я еще живу,

Мои стремленья и устои,

И виденное наяву.

Передо мною волны моря,

Их много. Им немыслим счет…

Их тьма. Они шумят в миноре

Прибой, как вафли их печет.

К сожалению, приезд поэта в Геленджик остался не замечен для местных жителей, так как он был известен, в тот период, только в столичных литературных кругах.

Многие считали его поэзию сложной для восприятия, так как поэт обладал своей, ни на кого не похожей поэтической манерой письма. Это был поэт-импрессионист. В его стихах запечатлены мгновенья чувств, эмоций, ассоциаций. Он возвышал переносное значение слова «над прямым», делая это ярко и своеобразно:

«Рассвет расколыхнет свечу.

Зажжет и пустит в цель стрижа.

Напоминанием влечу

Да будет так же жизнь свежа!»

Борис Пастернак родился в творческой интеллигентной семье: отец Леонид Пастернак, был знаменитым в России художником, мать Розалия Пастернак – известная пианистка. Родители часто общались с Л.Толстым, А.Скрябиным, С.Рахманиновым, В.Серовым, И.Левитаном, Р-М.Рильке (немецкий поэт). Круг общения, с одной стороны был семейной повседневностью, а с другой – мерой оценки собственной будущности.

Жизнь Бориса Пастернака не изобиловала внешними событиями, но с детских лет отличалась огромной внутренней духовной работой.

В 13 лет он занимается музыкой (композицией). Его опыты получают одобрение композитора А.Скрябина. Но, будучи очень требовательным к себе уже в столь юном возрасте, он считал, что недостаточно талантлив и поэтому прекратил занятия: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».

Следующий этап его жизни был ознаменован увлечением философией.

После поступления в Московский университет на историко-филологический факультет (1909 г.), Пастернак проводит семестр в Марбургском университете (Германия 1912 г.), где слушает лекции известного тогда философа Г.Когена и получает предложение остаться при кафедре. Однако, он не принимает это предложение, так как не был готов посвятить себя философским наукам. Покинув Германию и посетив Италию, возвращается в Москву (1913 г.).

Стихи Борис Пастернак начал писать еще в 1909 году, но не придавал им серьезного значения. В последующие годы потребность в поэтическом творчестве не оставляла его. Впоследствии, серьезные занятия музыкой и философией не прошли для него даром. Его поэтический стиль вырабатывался под влиянием живописи, музыки, традиций русской и мировой поэзии.

Стихи Пастернака впервые были напечатаны в альманахе, выпущенном поэтической группой «Лирика» (1913 г.), членом которой он был некоторое время. На следующий год выходит сборник «Близнец в тучах», (его одобрил В.Брюсов). Другие стихи, написанные в эти годы, были частично включены в цикл «Начальная пора» и изданы в «Руконоге» и во «II-ом сборнике группы «Центрифуга», членом, которой стал Пастернак (помимо него, туда входил Владимир Маяковский).

В период между февральской и октябрьской революциями, поэт напряженно работал, им были созданы стихотворные и прозаические произведения, которые вошли в сборники, изданные в последующие годы.

Выход сборника «Сестра – моя жизнь», приносит ему известность. Его популярность в стране возрастает после выхода поэм «Высокая болезнь», «Спекторский», «Охранная грамота», «Люди и положения», циклов стихов «Второе рождение», «Поверх барьеров». В это же время он увлекся переводом стихов грузинских поэтов. Переводы произведений западно-европейской литературы занимали важную часть творчества поэта. Перевод «Гамлета» и других трагедий Шекспира считаются гениальными, а перевод «Фауста» Гете до сих пор непревзойден.

Всемирно известный роман «Доктор Живаго» Пастернак расценивал, как итоговый. Он принес автору славу и немыслимые мучения, окончательно утвердил его творческое бессмертие и стал одной из причин преждевременного ухода из жизни. Над этим произведением Борис Леонидович работал 10 лет (1945-1955 гг.). В Советском Союзе издать роман отказались (в редакции журнала «Новый мир»). В 1957 году «Доктор Живаго» был опубликован в Италии, вскоре последовали английское, французское, немецкое, норвежское издания.

В 1958 году «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии, и подвергнут травле на Родине… «Это духовная автобиография Пастернака», — писал академик Дмитрий Лихачев.

«Доктор Живаго» на протяжении многих десятилетий оставался самым читаемым из русских романов во всем мире. Во многом определил представление о русской литературе и культуре XX века.

Последняя книга стихов поэта называлась «Когда разгуляется». Эта книга озарена светом и опытом пережитого, ощущением близости конца и верности долгу художника, и, в то же время, устремленностью в будущее.

Таковы краткие этапы жизни и творчества Бориса Пастернака, которое открыло миру свет новой духовности и жажды добра, утверждая подлинную ценность силы духа во все времена.

Несмотря на то, что после опубликования романа «Доктор Живаго» за границей, на поэта была обрушена вся мощь партийно-государственной власти Советского Союза, он, не теряя нравственной высоты и человеческого достоинства, вынес этот удар на глазах у всего мира, хотя это стоило ему жизни.

По словам современников, русская интеллигенция поколения 50-70-х годов XX века, искала у него ответы на все вопросы того времени, гордилась его твердостью духа и творческой силой. Нравственный авторитет Бориса Пастернака был безграничен. Он был совестью и светом своего поколения…

Т.А. Небиеридзе,

старший научный сотрудник музея

Скачать статью в PDF: Эпизод из жизни Пастернака. Т.А. Небиеридзе

Exit mobile version