Время работы: музей работает с 9.00-22.00

На крыльях к Победе - Gelendzhik Museum

13 Май

На крыльях к Победе

В архивах Геленджикского историко-краеведческого музея бережно хранятся фотоматериалы и документы о Герое Советского Союза, летчике-истребителе 11 гвардейского истребительного авиаполка Литвинчуке Борисе Михайловиче (1917-1998).

Литвинчук Борис Михайлович – Герой Советского союза

Судьба Бориса Литвинчука подобна судьбам тысяч его сверстников — комсомольцев 1930-х годов. По окончании 7 класса и школы фабрично-заводского ученичества, он работал токарем авторемонтного завода в Тбилиси. Там без отрыва от производства закончил аэроклуб. Затем работал лётчиком-инструктором в аэроклубе города Батуми. Окончив в 1938 году Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков, Борис Михайлович служил в 94-й эскадрилье Черноморского флота. Уже тогда он отличался целеустремлённостью, высокой техникой пилотирования, умением вести активный воздушный бой.

С началом Великой Отечественной войны в составе 32-го авиационного полка защищал Кавказ. Участвовал в боях за освобождение Новороссийска, Тамани, Николаева, Одессы, Крыма и Севастополя.

Борис Литвинчук быстро стал одним из самых искусных боевых лётчиков полка. Один из вылетов на бомбардировку кораблей во вражеском порту едва не стал для него последним. Вспоминает сам Борис Михайлович: «Задание мы выполнили — бомбы попали точно в корабли, угодили и в док. Но на отходе нас атаковала большая группа «Мессеров». Наши самолёты имели ограниченный запас бензина и поэтому, ведя бой, мы всё время оттягивались в сторону Одессы. Маневрируя, я зашёл в хвост Ме-109, который стал уходить, а я погнался за ним, предвкушая победу. Но это был обман, отвлекающий моё внимание. Увлекшись атакой, я услышал и почувствовал неприятный дробный стук в бронеспинку. Сразу понял, что на хвосте сидит «Мессер». Оглянулся — точно. Произвожу резкий маневр, чтобы оторваться, и одновременно отдаю ручку от себя. Самолёт несётся к воде. А моего преследователя перехватил Шубиков. Спешу на помощь Арсению. Теперь уже Ме-109 удирает от нас. Смысла гнаться за ним нет, так как топлива осталось совсем мало. Снижаемся до бреющего полёта, вскоре показывается Одесса, мы на аэродроме. Через некоторое время садятся ещё два И-16. А Серафим Кузьмин и Дмитрий Скрынник так и не вернулись — их сбили «Мессеры»».

Этот бой особенно запомнился Литвинчуку, послужил для него хорошим уроком. А боевые вылеты продолжались…

Геленджик в период боев за Новороссийск становится самой близкой к фронту аэродромной базой. Геленджикские аэродромы использовались и как аэродромы «подскока», куда подсаживались самолеты для пополнения горючим, чтобы потом продолжить нанесение ударов по военным объектам немцев на западном побережье Черного моря. Взлетал с аэродромов Геленджика и отважный советский асс Борис Литвинчук. В период битвы за Кавказ противник располагал большим численным превосходством в авиации, господствовал в воздухе.

Литвинчук Борис Михайлович.

Аэропорт Геленджика, 1942 г.

Советским летчикам приходилось воевать не числом, а умением. И выполнять боевые задачи, не щадя собственной жизни. Отличился Борис Михайлович и в период боёв за Новороссийск летом 1942 года. Только в июле — августе пилотами 32-го истребительного авиаполка, который базировался на аэродроме Лазаревское, сбили в воздушных боях 60 самолётов противника. Командир 2-й авиаэскадрильи этого полка капитан Б. М. Литвинчук лично сбил 3 вражеских самолёта.

Пройдёт больше года, и вновь в небе Новороссийска Борис Литвинчук будет вести смертельные поединки с самолётами противника, одержит ещё немало побед. Поддерживая наших десантников, лётчики-истребители действовали смело и решительно. Борис Литвинчук был не только замечательным воздушным бойцом, но и умелым воспитателем молодых, подчинённых ему лётчиков. Во время боёв и в часы коротких передышек он учил их, как надо громить врага с наименьшими потерями.

Приказом Народного комиссара ВМФ №190 от 31.05.1943 г. «за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм» 32-й ИАП был преобразован в 11-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота.

10 сентября 1943 года противник, подтянув авиацию с Украины и Крыма, решил во что бы то ни стало прорваться к Новороссийску и нанести мощные бомбовые удары по нашим войскам. Утром большая группа немецких бомбардировщиков, часто меняя высоту, стараясь тем самым обмануть наши посты наблюдения с локаторами, направилась к городу.

Литвинчук, возглавлявший восьмёрку истребителей, пошёл им навстречу. Вскоре увидел две девятки «Хейнкелей», шедших чётким строем «клин», в сопровождении 12 истребителей МЕ-109. Развернувшись навстречу врагу, он повёл группу в лобовую атаку. Противник был ошеломлён дерзостью отважной восьмёрки. Гвардейцы с ходу врезались в строй бомбовозов, обрушив на них лавину огня. Вражеские лётчики дрогнули, строй их стал распадаться. «Мессеры», упустившие момент для контратаки, беспорядочно кружились, боясь оказаться меж двух огней. Некоторые «Хейнкели» начали беспорядочно сбрасывать бомбы в воду…

Литвинчук устремился к головному бомбардировщику. Немецкий вожак был опытным пилотом. Умело маневрировал, уклоняясь от трасс истребителя, давал возможность своим стрелкам вести ответный огонь. Несколько раз их очереди едва не задевали наш истребитель. Борис атаковал упорно и терпеливо. Вот одна из очередей ударила в фюзеляж «Хейнкеля», вторая — в правый мотор. Бомбардировщик задымил, косо потянул вниз… «Мессеры», разделившись на группы, вступили в бой с гвардейцами. На Литвинчука устремились сразу 2 пары, пытаясь зажать его в клещи. Борис виртуозно вышел из-под удара. Вскоре ему удалось завладеть инициативой. Но время работало на врага — они пытались связать боем наши истребители, не давая им возможности атаковать другие группы «Хейнкелей», шедшие на Новороссийск.

С командного пункта Литвинчуку было приказано немедленно вернуться к объекту прикрытия. Командир эскадрильи умело вывел своих ведомых из боя и собрал в группу. Вся восьмёрка строем вернулась к Малой Земле. Вскоре её сменила другая группа гвардейцев…

В период базирования на аэродромах Геленджика наши летчики освоили и блестяще применили наступательные приемы борьбы — вытеснение авиации противника с поля боя, блокирование вражеских аэродромов, ведение воздушных боев преимущественно над неприятельской территорией, разрушение переправ. Этому способствовало полное взаимодействие авиаторов с наземными армейскими частями и морским десантом. Неслучайно, после завершения штурма Новороссийска на аэродром Геленджика прибыла делегация моряков Черноморского флота. В знак особой благодарности с помощью трафарета моряки нанесли на каждый самолет военно-морскую эмблему в виде якоря и спасательного круга, как напоминание о боевом содружестве авиации и флота.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Борису Михайловичу Литвинчуку присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В одной из листовок, выпущенной весной 1944 года, говорилось следующее: «Наиболее характерная черта, которая всегда отличала Бориса Михайловича Литвинчука, — это любовь к авиации, к лётному делу, любовь до самозабвения, перед которой нет непреодолимых препятствий».

За период войны отважный летчик-истребитель совершил 459 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 18 самолетов лично и 9 — в группе с товарищами. Летчики его эскадрильи уничтожили 102 неприятельских самолета. В 1945 году участвовал в советско-японской операции. За героизм и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Б.М. Литвинчук был награжден орденом Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, 2-мя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

После войны Борис Михайлович окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы и Военно-морскую академию. В 1961 году ушел в запас в звании полковника. Работал заместителем директора по кадрам на Калужском турбинном заводе, воспитывал молодежь на славных боевых традициях старших поколений.

Есть под Севастополем в местечке Кача летное училище, из которого вышли сотни прославленных воздушных асов. На аллее славы бережно хранят летчики-черноморцы память о героях Великой Отечественной войны. Есть на аллее героев и бюст Героя Советского Союза Б.М. Литвинчука. Не зарастает народна тропа к сталинским соколами и молодое поколение приносит цветы в знак уважения и памяти. Много материалов хранится о Б.М. Литвинчуке в музее боевой славы Качи. С гордостью говорят о нем ветераны училища и молодое поколение.

Старший научный сотрудник

отдела научно-просветительской работы

Кисель А.В.

Скачать статью

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

 Версия для слабовидящих