Пифосы — это сосуды, использовавшиеся для хранения сыпучих и жидких продуктов (оливкового масла, вина, зерна). Они были распространены на Черноморском побережье Северо-Западного Кавказа в период античности и Средневековья. Когда пифос разбивался, из его черепков делали пряслица, грузила и другие мелкие предметы. Треснувшие пифосы могли ремонтировать. Археологи находят сосуды, которые «заштопаны» с помощью свинцовых заклепок.
В эпоху Средневековья пифосы стали часто использоваться в качестве погребальных урн и помещаться в курганах. Находки таких погребальных урн не редкость для Черноморского побережья Северо-Западного Кавказа. Они иллюстрируют один из самых распространенных в Средневековье обрядов погребения — трупосожжение. Считалось, что сожжение тела помогает умершему скорее попасть в загробный мир, избежать осквернения дикими животными или людьми. Одним из условий благополучного перехода души в иной мир был правильно проведенный обряд погребения. Специалисты полагают, что это связано с влиянием на эти территории кочевых народов, для которых обряд кремации был основным. Встречаются различные варианты кремационных погребений. Наряду с пифосами в качестве погребальной урны могли использоваться амфоры, кувшины и специально изготовленные небольшие специализированные сосуды с глиняной крышкой. Пифосы для погребений закрывали крышкой из песчаника.
В курганах специалисты часто находят погребения коней, которые занимали особое место в культуре кочевых народов. Интересен и тот факт, что погребальный инвентарь зачастую располагался не только рядом с урной, но и непосредственно в ней, вместе с останками погребенного. Это могли быть небольшие ножи, кресала для высекания огня, бронзовые пуговицы. По степени сохранности предметов археологи могут сказать, были ли они на умершем во время обряда кремации или их положили после.
При рытье окопов с 1942 по 1943 год на территории пансионата «Черноморец» города Геленджик случайно был найден пифос XII–XIII веков с крышкой из песчаника. Этот пифос служил урной для погребения. Его передали в музей только 19 марта 1948 года. До этого времени предмет долго простоял на открытом воздухе, и никакого погребального инвентаря внутри не сохранилось. Однако на дне пифоса остались следы пепла, которые позволили установить факт его использования в погребальном обряде.