Береговая оборона на защите рубежей Родины
С появлением артиллерии в конце XIVв. на Руси началось строительство специальных сооружений для размещения на них орудий, предназначенных для стрельбы в морском направлении. Подобные укрепления назывались «береговая батарея» или «морской форт». Простейшим видом морского форта была открытая береговая батарея. Такие батареи строились, как правило, в мирное время и классифицировались как сооружения долговременной фортификации. Стремление увеличить количество орудий в одном пункте побережья привело к строительству укреплений, высоко возвышавшихся над землей, то есть специальных крепостей.
Открытые береговые батареи и приморские крепости предназначались для обороны рейдов, входов в гавани и устья рек, воспрепятствования высадке десантов, защиты прибрежных коммуникаций. При выборе места для береговых укреплений учитывались конфигурация береговой черты, характер и рельеф местности, политическое и стратегическое значение защищаемого пункта.
С выходом России на Черное море береговая артиллерия развертывается и на Черноморском побережье, сначала в крепостях Очаков, Кинбурн и Севастополь, а позже и в других пунктах. Первые береговые батареи в Севастополе построены по инициативе великого русского полководца А.В. Суворова. Много внимания уделяли усилению морского побережья выдающиеся русские флотоводцы Фёдор Фёдорович Ушаков, Дмитрий Николаевич Сенявин, Михаил Петрович Лазарев, Виктор Алексеевич Корнилов.
Но, не смотря на общее развитие артиллерии, корабельные и фортовые орудия имели не только значительные конструктивные отличия, но и способы, принципы командование орудийными расчетами.
Так, военные деятели указывали на наличие проблем в развитие фортовой и корабельной артиллерии. К примеру, в 1882 году генерал морской артиллерии, участник Крымской войны Филимон Васильевич Пестич в своем докладе в Техническом обществе указал на необходимость обязательной связи действий между судами флота и береговыми крепостями при обороне приморских пунктов. Становясь под защиты береговых батарей, флот в то же время являлся защитой себя и форта.
Взаимная помощь, при совокупной обороне, может быть в трех случаях:
— боевая,
— материальная,
— со стороны личного состава.
Боевая – флот и крепости должны иметь возможность сосредоточить на противнике всю мощь артиллерийского огня.
Материальная – крепости и флот должны иметь общий арсенал, которым будут пользоваться оба участника обороны.
Личный состав должен быть общим взаимным резервом боевых расчетов.
Но подобная помощь может быть достигнута только при выполнении определенных условий:
— глубина рейда и расположение береговых батарей должна позволять занимать кораблям позицию, не заслоняя береговую батарею;
— материальной помощью воспользоваться можно будет только тогда, когда будет принято единообразное вооружение. Ф.М. Пестич представил чертежи всех пушечных станков и лафетов, применяемых на флоте и крепостях. Можно было увидеть, что морские станки одних и тех же калибров отличаются от крепостных лафетов;
— помощь личного состава может быть достигнута только при введении одинаковых уставов для управления артиллерией. Генерал морской артиллерии привел следующий пример: в 1863 году в Кронштадте береговым батареям понадобилась помощь артиллеристов от морского ведомства, оказалось, что лучшая орудийная прислуга оказалась непригодной. Она была бесполезной только потому, что командные слова на береговых батареях были им непонятны так же, как и для командиров береговых батарей было непонятно, почему моряки употребляют команду «орудие к борту» вместо «орудие накати» и т.д. Таким образом, опытные люди, посланные в помощь другим опытным людям, принадлежащих одной сфере – артиллерии, говорящих на одном и том же русском языке, понять друг друга не смогли.
Уже во второй половине XIX в. артиллерия претерпевает большие изменения. На смену гладкоствольной артиллерии приходит нарезная. Изготовление стальных нарезных орудий, заряжающихся с казны, внедрение бездымных порохов, автоматизация и механизация артиллерийской техники – все это способствовало значительному совершенствованию артиллерии и повышению ее тактических свойств. Артиллерия сделала огромный шаг вперед. Дальнобойность береговой артиллерии возросла с 2500 до 11 тыс. м., значительно увеличилась разрушительная сила снарядов, повысились меткость и скорострельность. Артиллерийские орудия превращаются в сложнейшие машины. Если в эпоху гладкоствольной артиллерии орудие состояло из ствола, лафета и простейших приспособлений, облегчающих заряжание, то к концу XIX в. появляются устройства для ограничения отката (компрессоры и накатники), зубчатые передачи, обеспечивающие плавную и быструю наводку, различные сооружения для защиты личного состава (броневые щиты, башни и т. д.).
Большой вклад в развитие внешней и внутренней баллистики внесли русские ученые Д.К. Чернов и Д.И. Менделеев, Н.В. Маиевский, Н.А. Забудский, А.В. Гадолин. Ими были разработаны новые способы проектирования артиллерийских орудий, созданы научно обоснованные правила стрельбы.
К моменту окончания Гражданской войны береговая оборона молодой Советской республики была в крайне тяжелом состоянии. На Севере и на побережье Тихого океана батареи были уничтожены белогвардейцами, а на Черном море – в Севастополе, Новороссийске, Батуми и др. были взорваны в 1918 – 1919 годах английскими и французскими интервентами.
В течении 1920 года на побережье Черного и Азовского морей укреплялась оборона, было установлено свыше 80 морских орудий для береговой артиллерии калибром 75-203 мм. На восточном побережье Черного моря, от Анапы до Адлера были возведены батареи. №4 (Анапская), №5 (Мысхакская), №6 (Дообская), №7 (Геленджикская), №8,9 (мыс «Надым»), №10 (Сочинская), №11 (Адлерская)
Схема артобороны Кавсектора, 1921 год
На участке от Новороссийска до Геленджика были построены три батареи береговой обороны: Мысхакская батарея №5, Дообская батарея №6, Геленджикская батарея №7.
Мысхакская батарея №5
— 3 орудия 130 мм
— 1 орудие 37 мм
Дообская батарея №6
— 3 орудия 120мм
— 1 орудие 75мм
— 1 орудие 37мм
Геленджикская батарея №7
— 4 орудия 120мм
— 1 орудие 75мм
Несмотря на то, что береговая артиллерия решала задачи в основном в интересах флота, организационно она подчинялась Главному артиллерийскому управлению Сухопутных войск, что затрудняло ее эффективное использование.
С 27 марта 1930 года береговая оборона перешла в подчинение начальнику Военно-морских сил РККА (ВМС РККА). С приемом береговой артиллерии в состав ВМС началось ее возрождение. Для чего в состав береговой обороны включили кроме береговой артиллерии части морской пехоты, зенитные средства, сухопутную артиллерию, стрелковые и танковые части. Именно так и стала строиться береговая оборона, а с назначением народным комиссаром ВМФ СССР 28 апреля 1939 года Николая Герасимовича Кузнецова стал наблюдаться количественный и качественный рост береговой обороны, которой он уделял особое внимание.
Все флоты располагали хорошо организованной системой школ, которые готовили сержантский состав по всем специальностям береговой обороны. Созданное в 1931 году Военно-морское училище береговой обороны имени ЛКСМУ полностью обеспечило флоты квалифицированными командными кадрами. С сентября 1935 года по январь 1941 года численность командного состава береговой обороны возросла в шесть раз (с 1822 до 10 894 человек).
К началу Великой Отечественной войны в состав береговой обороны входило 332 артиллерийские батареи и 6 бронепоездов, всего 1224 орудий калибра до 406 миллиметров и дальностью стрельбы до 45,5 километров. Эти батареи составляли основу береговой обороны, которая до конца 1950-х годов решала задачи обороны ВМБ, портов, важных участков морского побережья, островов, проливов. Особенно напряженно велись работы на Балтийском флоте, активное строительство стационарных артиллерийских батарей проводилось на Северном и Тихоокеанском флотах.
Большую роль в организации надежного прикрытия военно-морских баз от внезапных ударов сыграли разработанные по указанию Н.Г. Кузнецова инструкции по оперативным готовностям. С установлением повышенной готовности в каждом укрепленном районе и в отдельных дивизионах для несения оперативного дежурства выделялось несколько батарей, а в районах, где имелось только по одной батарее, устанавливалось дежурство одного орудия. Это позволило в значительной мере ослабить первые воздушные удары противника по военно-морским базам.
В ходе Великой Отечественной войны береговая артиллерия особенно проявила себя в обороне городов-героев: Севастополя, Ленинграда, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска. Она являлась основным огневым средством в обороне Таллина, полуострова Ханко, Моонзундских островов на Балтийском море, полуострова Рыбачий и Средний на побережье Баренцева моря, военно-морской базы Туапсе на Черном море. В связи с тем, что противник не предпринимал активных действий против нашего побережья со стороны моря, основные усилия береговой артиллерии были сосредоточены на уничтожении сухопутных целей. Однако за весь период войны береговые батареи внесли достойный вклад в разгром морского противника, уничтожив 70 и повредив более 60 кораблей.
По окончании Великой Отечественной войны была проведена реорганизация береговой артиллерии, отдельные береговые артиллерийские батареи переформированы в полки и бригады, разрабатывались и принимались на вооружение новые артиллерийские системы вооружения для береговой артиллерии с учетом опыта войны. До 1950 года были восстановлены все стационарные береговые артиллерийские батареи, разрушенные в результате боев при обороне Крыма, Прибалтики.
В последующие годы, с развитием ракетно-ядерного оружия, береговая артиллерия была преобразована в береговые ракетно-артиллерийские войска (БРАВ) воплотившие в себе славные многовековые традиции береговой артиллерии. Морская пехота (МП) была перевооружена на новые образцы оружия и в том числе плавающую технику.
В октябре 1989 года было принято решение о формировании Береговых войск ВМФ путем объединения двух самостоятельных родов войск БРАВ и МП с передачей флоту соединений и частей из состава сухопутных войск, дислоцирующихся на побережье.
Одной из основных составляющих современных береговых войск, которые самостоятельно и совместно с ракетными кораблями флота решают задачи уничтожения надводных кораблей противника, являются береговые ракетно-артиллерийские войска.
Береговые войска как новый род сил ВМФ имеются в составе Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии.
Радуца Александр Валентинович,
заведующий отделом
«Артиллерийская батарея № 714 капитана М.П. Челака»
Список литературы:
— Перечнев Ю. Г. Советская береговая артиллерия: история развития и боевого применения 1921–1945 гг. – М.: Наука, 1976. – 336 с.
— Петров М. Морская оборона берегов в опыте последних войн России – издание военной типографии управления делами НКВМ и РВС СССР, 1927 – 207с.
— Пестич Ф. В. О связи флота и береговых батарей при обороне приморских пунктов – С. Петербург, типография братьев Пантелеевых, 1882. – 23с.
— ЦГА ВМФ фонд: р-461, опись-1, дело-5