Время работы: музей работает с 9.00-19.00

Бомбардировщики А-20 Бостон «Дуглас» во Второй мировой войне - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • Бомбардировщики А-20 Бостон «Дуглас» во Второй мировой войне
02 Дек

Сорокин А.В.,

научный сотрудник отдела

«Артиллерийская батарея №714

капитана М.П. Челака»

 

Бомбардировщики А-20 Бостон «Дуглас»

во Второй мировой войне

Бомбардировщики А-20 Бостон «Дуглас»

Средний бомбардировщик «Дуглас ДВ-7А (А-20)», также известный как «Бостон», действительно вызвал положительные отзывы у советских летчиков во время Второй мировой войны. Несмотря на различия в классификации самолетов между США и СССР «Бостоны» были признаны эффективными боевыми единицами для выполнения задач ближней бомбардировки.

Можно отметить, что они обладали хорошими летными качествами и маневренностью, что позволяло им успешно конкурировать с немецкими и советскими самолетами того времени. Их высокая скорость и способность выполнять глубокие виражи делали их отличными для ведения боевых действий.

Кроме того, надежность моторов, хотя и требовавшая частого обслуживания, все же обеспечивала им высокий ресурс. Замена поршней и других частей была практикой, но в целом ресурсы двигателей «райт» действительно превышали ресурсы отечественных моторов.

Таким образом, «Бостон» не только смог завоевать репутацию на советско-германском фронте, но и важен как пример того, как совместная линия поддержки союзников через поставки техники могла повлиять на эффективность боевого применения в условиях войны.

Кабины самолета «Бостон» (А-20) сильно отличались своей просторностью и удобством, что являлось значительным преимуществом по сравнению с другими моделями. Отопление кабины обеспечивало комфорт для экипажа, особенно в условиях холодного климата. Однако, как и у любого летательного аппарата, у А-20 были свои недостатки, особенно в области оборонительного вооружения.

На первом этапе боевых действий было выявлено, что А-20 уязвим к атакам сзади, что привело к значительным потерям от немецких истребителей. В ответ на это, советское командование быстро отреагировало на проблему с огневой мощью самолета. Начались работы по перевооружению «Бостонов», при которых заменяли стандартные пулеметы «Браунинг» на отечественные крупнокалиберные пулеметы УБ (универсальный пулемёт Березина).

Также была предусмотрена замена верхней пулеметной установки на более эффективные варианты, такие как МВ-3 (вариант авиационной турели) с пулеметом ШКАС (пулемёт Шпитального-Комарицкого авиационный скорострельный) или УТК-1 (вариант авиационной турели) с УБТ (турельная модификация универсального пулемёта Березина), что позволяло улучшить поле обстрела. Постановление Государственного комитета обороны от 24 сентября утвердило схему улучшенного вооружения: установка неподвижных УБК (неподвижно устанавливаемый вариант универсального авиационного пулемёта системы Березина (УБ)) по бортам штурманской кабины, а также установка дополнительного пулемета в люке.

К разработанной программе модернизации попали все модификации А-20, включая DB-7B, DB-7C и А-20С. Планы по перевооружению первых 30 самолётов были осуществлены в сжатые сроки, и уже в сентябре 1942 года усовершенствованные «Бостоны» начали выполнять боевые задачи на фронте. В дополнение к усилению огневой мощи, также проводились работы по улучшению бронезащиты и адаптации самолета к зимним условиям, что свидетельствовало о динамичном подходе советского командования к решению проблем, возникавших в процессе боевых действий.

Модификация самолета А-20В, о которой идет речь, отражает необходимость адаптации авиационного вооружения под конкретные условия борьбы и доступные ресурсы. Крупнокалиберный пулемет в прежней шкворневой установке и модернизация бомбодержателей под советские бомбы с использованием американских конструкций демонстрируют смещение акцента на использование обоих типов вооружения для повышения эффективности боевого применения.

Замена американского пулемета «Кольт-Браунинг» на советский УБТ также иллюстрирует стремление к унификации и улучшению оборонительных характеристик самолетов, ведь в условиях войны важно обеспечить высокую надежность и простоту эксплуатации вооружения.

Также стоит отметить увеличение бомбовой нагрузки до 2000 кг, что значительно расширяет возможности по нанесению ударов по противнику. Использование кассетных бомбодержателей и возможность подвески химических выливных приборов не только увеличивает количество применяемых бомб, но и разнообразит тактику ведения боевых действий.

В итоге, приведенные изменения позволили значительно улучшить боевые характеристики А-20В, обеспечив его более эффективное использование на фронте, что было крайне важно в условиях затяжного конфликта и нарастающей необходимости в авиационных ударах по противнику. Преобразования, проведенные в 1942-1943 годах, явились интересным примером оперативной адаптации техники под изменяющиеся условия войны.

A-20G, известный также под названием «Жучок», стал одним из самых массовых и важных модификаций бомбардировщика «Дуглас A-20 Havoc» во время Второй мировой войны. Эта модель была разработана и производилась в крупных количествах для американцев и союзников. А-20G обладал значительными улучшениями по сравнению с предыдущими версиями, такими как A-20C, в первую очередь в области вооружения и бронезащиты.

Основные характеристики и изменения A-20G включали:

  1. Вооружение: A-20G получил массивное вооружение, включавшее четыре 20-мм пушки М2 в носу и два 12,7-мм пулемета. Такие модификации позволяли эффективно вести огонь по наземным целям и вражеским самолетам.
  2. Бомбовая нагрузка: бомбовая нагрузка была значительно увеличена, с возможностью перегрузки до 1800 кг. Это позволяло использовать A-20G как мощный ударный самолет.
  3. Бронезащита: модель A-20G была лучше защищена, чем предыдущие версии, что увеличивало шансы выживания экипажа в условиях боя.
  4. Многофункциональность: A-20G стал многоцелевым самолетом, способным выполнять различные задачи: от бомбардировок и разведки до ролей торпедоносца и минного заградителя. Это позволило ему активно использоваться в различных успешных операциях на советско-германском фронте.
  5. Проблемы с маневренностью: хотя A-20G обладал сильным вооружением и высокой бомбовой нагрузкой, увеличенный вес снизил его скорость и маневренность по сравнению с предыдущими сериями. Это делало его уязвимым для зенитного огня.

Несмотря на свои недостатки, A-20G оставил значительный след в истории авиации. Его использование в советской армии демонстрировало его способность адаптироваться к различным боевым условиям, и этот самолет стал символом мощной авиационной поддержки на фронте. Экипажи, использующие A-20G, применяли различные тактики, такие как пикировочные атаки, что позволило им эффективно действовать против вражеских колонн и объектов.

В 1942 году новый советский самолет Ил-2 занял доминирующее положение среди штурмовиков в советской авиации, что привело к снижению роли A-20G. Последний был перераспределен для выполнения других задач, поскольку его изначальная конструкция не учитывала необходимость в полноценном штурманском месте для выполнения бомбардировочных операций. Если в 1943 году в Советский Союз поступило значительное количество A-20 различных модификаций, то в 1945 году было зарегистрировано всего одно поступление – это говорит о том, что эти самолеты постепенно уходили с фронта.

Модификации A-20K и A-20H, оснащенные более мощными моторами, появлялись в ограниченных количествах, и уже в 1944 году их заменили новые самолеты, такие как A-26. Основная часть модификаций последних лет была отправлена в Советский Союз, где они прошли испытания и были использованы в дальнейших операциях, хотя численность действовавших в боевых частях A-20 в тот момент была незначительной. Военное время требовало инноваций и адаптации, что подтверждается непрерывным перевооружением и подготовкой новых полков к операциям против Японии в 1945 году.

На 1 мая 1945 года советские ВВС располагали 935 бомбардировщиками «Бостон», причем более двух третей из них составляли модификации G. В то время как новые версии A-20J и A-20K представили лишь 65 единиц. Важно отметить, что значительная часть «Бостонов» была передана в морскую авиацию.

Сравнение эволюции «Бостона» с аналогичными многоцелевыми самолетами, находившимися на вооружении у союзников и противников, интересно. Английский «Бленхейм», который был современником A-20, оказался существенно легче, с меньшей бомбовой нагрузкой и значительно более низкой скоростью. Два американских легких бомбардировщика, экспортировавшихся в Великобританию, – «Мэриленд» и «Балтимор» по своим летным характеристикам ненамного превосходили «Бленхейм», при этом «Бостон» опережал их по максимальной скорости на 50-100 км/ч. Единственным самолетом, который превосходил «Бостон» по большинству параметров, стал «Москито», разработанный значительно позже. Немецкие бомбардировщики, такие как Ju 88A и Do 217E, были тяжелее благодаря увеличенной бомбовой нагрузке и дальности, однако уступали «Бостону» в скорости и потолке. Итальянские и японские аналоги вообще не могли соперничать с ним.

На фронте основным бомбардировщиком для советских войск на протяжении войны был Пе-2. Эволюция Пе-2 и A-20 имела много общего, но также и важные отличия. Когда эти самолеты впервые столкнулись на советско-германском фронте весной 1942 года, их летные характеристики примерно уравновешивали друг друга: хотя «Бостон» и был тяжелее, он выигрывал в скорости на 10-15 км/ч, но немного уступал Пе-2 по практическому потолку. В дальнейшем обе модели модернизировались, увеличивалась мощность двигателей, улучшалось вооружение и усложнялось оборудование. Здесь подход советских и американских конструкторов отличался. Несмотря на общий акцент на улучшение характеристик для малых и средних высот, у американцев весь прирост тяги использовался для компенсации увеличенной бомбовой нагрузки и более мощного вооружения, что привело к снижению летных данных. В то время как на Пе-2 вес бомб оставался на прежнем уровне, что способствовало приросту как скорости, так и потолка начиная с 1943 года. По габаритам и весу A-20 ближе к Ту-2, который был создан позже и имел аналогичные двигатели. В ходе войны «Бостон» стал многоцелевой машиной, показавшей более широкий диапазон возможностей по сравнению с Пе-2.

Самолеты A-20 были одной из важнейших боевых машин, поставлявшихся по ленд-лизу в Советский Союз во время Второй мировой войны. Они использовались как штурмовики и бомбардировщики, и их модификации сыграли значительную роль в воздушных операциях. В частности, модификация A-20 с экранированной турелью, известная как УТК-1, обеспечивала улучшенную защиту для экипажа и увеличивала боевую эффективность. Количество в 3125 поставленных самолетов говорит о значительном вкладе ленд-лиза в укрепление ВВС СССР в критический период войны.

Самолет А-20 «Бостон» №12973 в открытом море

напротив Голубой бухты (Геленджик)

 

А-20 «Бостон» №12973 в Геленджике

Останки одного из американских бомбардировщиков А-20 «Бостон» почти семь десятков лет покоятся на дне «Голубой бухты» (бывшая бухта «Рыбацкая») города Геленджик. Самолет был обнаружен группой ученых НИИ Океанологии с борта научно-исследовательского судна «Импульс» 20.01.1988 г.

Самолет залегает на глубине 34 м на траверзе (траверз – линия, перпендикулярная диаметральной линии) Голубой бухты на ровном песчаном дне. Все видимые повреждения, вероятнее всего, явились причиной приводнения самолета: в носовой части разрушены обтекатели, хвостовая часть разбита (фрагменты находятся рядом), плоскости сохранились отлично, шасси выпущены, видны балочные держатели для бомб, имеется свободный доступ в кабину пилота и отсек стрелка-радиста. Общее состояние самолета указывает на то, что экипаж совершил вынужденную посадку.

На хвостовой части самолета прекрасно сохранился его заводской номер 1279?. Большая часть пятой цифры заводского номера самолета была нанесена на стабилизатор руля направления, который в данном случае отсутствует. При этом на самом киле сохранился лишь небольшой фрагмент нижней левой части пятой цифры номера, которая с равной степенью вероятности может быть цифрой «3», «5» или «9». Несмотря на то, что останки летчиков не были обнаружены аквалангистами при обследовании борта самолета, Краснодарской краевой общественной поисковой организацией «Кубанский плацдарм» были проведены архивные исследования с целью установить историю этого самолета и судьбу экипажа.

В дальнейшем было установлено следующее.

При изучении архивных документов для установления имен членов экипажа ранее найденного самолета пришлось столкнуться с большим количеством дел, в которых так или иначе упоминались заводские номера самолетов, принимавших участие в боевых действиях на Кубани.

Всю эту информацию объединили в общую базу данных, которая на сегодняшний день насчитывает более 2200 самолетов. Данная база содержит информацию обо всех трех самолетах А-20 «Бостон» с заводскими номерами 12793, 12795 и 12799. В частности, «Бостон» № 12793 входил в состав 244 бомбардировочного авиаполка и не вернулся с боевого задания в апреле 1943 года. В этот период 244 полк наносил бомбовые удары по позициям противника в районе Новороссийск – Мысхако и, теоретически, найденный самолет вполне мог быть одним из бомбардировщиков, подбитых над целью и совершивших вынужденную посадку на море.

Бостон № 12795 упоминается в архивных документах лишь однажды: 22 марта 1943 года он находился в исправном состоянии и входил в состав 452 ночного ближнего бомбардировочного авиаполка.

Самолет А-20 с заводским номером № 12799 в августе 1943 года совершил вынужденную посадку на аэродроме г. Кореновск и до сентября находился в ремонте, после чего вновь вошел в состав 277 бомбардировочного авиаполка.

Выписка из Сводной ведомости летных происшествий и отказов материальной части в частях 132 бомбардировочной авиадивизии за август 1943 года: «…п. 12. Самолет А-20В № 12799 совершил посадку с убранными шасси после выполнения боевого задания. Погнуты лопасти винтов, помяты створки бомболюков, деформирована пирамида передней стойки шасси.

Причина: порыв в магистрали, утечка смеси – не выпуск шасси.

Авария произошла по вине технического состава».

В ходе длительного исследования архивных документов, судьба экипажа самолёта Бостон № 12793 была установлена.

Из Приказа по 244 ближнего бомбардировочного авиаполка № 09 от 26.04.1943 г.: «Поименованные ниже экипажи летного состава самолетов А-20-Б полагать не возвратившимися из боевого здания: 24.04.43 г. самолет – хвостовой № 4, заводской № 12793. Командир звена – старший лейтенант Алексеев Александр Алексеевич; штурман звена – лейтенант Попов Павел Александрович; воздушный стрелок-радист – сержант Доронин Борис Сергеевич; воздушный стрелок – старший сержант Пьядухов Василий Григорьевич».

Из Приказа по 244 ближнего бомбардировочного авиаполка № 015 от мая 1943 г.: «Самолеты А-20-Б с моторами «Райт-Циклон» с боевого состава полка исключить, как потерянные при выполнении боевых заданий.

…5. Самолет № 12793 с моторами № 41-25232 и № 41-25230 24.04.43 г. при выполнении боевого задания по уничтожению артиллерии и живой силы противника в 3-4 км юго-западнее Новороссийска был подбит истребителями противника. Самолет с боевого задания не вернулся».

К сожалению, в материалах, находящихся на хранении в ЦАМО, отсутствуют дела по 452 ближнебомбардировочному авиаполку с указанием заводских номеров самолетов, подлежащих исключению их списков части, как не вернувшихся с боевых заданий за интересующий нас период. Поэтому при установлении судьбы экипажа самолета А-20 № 12795 руководствовались оперативными сводками штаба 452 ночного ближнего бомбардировочного авиаполка и донесениями о боевой работе полка за период с 22.03.43 г. по 25.04.43 г. Как было установлено, за это время 452 ночной ближний бомбардировочный авиаполк потерял два экипажа.

Из оперативной сводки штаба 452 ночного ближнего бомбардировочного авиаполка № 56 от 17.04.43 года: «1-я авиаэскадрилья тремя самолетами Б-20 в период 21.30 – 01.35 с высоты 300-1500 м вела разведку противника на Керченском полуострове и побережье Азовского моря от Курчанского лимана до Камышеватской. Попутно бомбардировала до 20 автомашин в северо-западной части Темрюк и 6 самолетов типа бомбардировщик на аэродроме Запорожская.

Сброшено бомб: 24 ФАБ-100, 6 ФАБ-50, 9 САБ-3. Боевой налет 4 ч. 26 мин. В результате боевых действий разрушено 1 здание, повреждено 2 автомашины.

Экипаж: пилот сержант Варнаков, стрелок-бомбардир сержант Рева, стрелок-радист старший сержант Ломоносов, воздушный стрелок младший сержант Хайбулаев, с задания не вернулся».

Из оперативной сводки штаба 452 ночного ближнего бомбардировочного авиаполка № 57 от 18.04.43 года: «Один самолет Б-3 (1-я авиаэскадрилья) в 01.50 вылетевший на боевое задание в район Гостагаевская с боевого задания не возвратился. Экипаж: пилот старшина Щелкин, штурман эскадрильи старший лейтенант Головяшкин, воздушный стрелок-радист старший сержант Романенко, воздушный стрелок сержант Червяков».

Оба самолета 452 ночного ближнего бомбардировочного авиаполка были потеряны при боевой работе на достаточно большом удалении от места обнаружения, исследуемого «Бостона», и не могли оказаться на дне моря вблизи Геленджика. В тоже время А-20 № 12793 из состава 244 ближнего бомбардировочного авиаполка выполнял боевое задание в непосредственной близости от места обнаружения. Более того, в донесениях о боевой работе 132 бомбардировочной авиадивизии за апрель 1943 года имеются упоминания о трех бомбардировщиках А-20, пытавшихся совершить аварийную посадку на аэродроме истребителей Геленджик, в результате получения боевых повреждений при выполнении боевых заданий в районе Новороссийска. На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что экипаж     А-20 № 12793 под командованием старшего лейтенанта Алексеева, также пытался посадить объятую пламенем машину в Геленджике, но не дотянул до аэродрома два километра.

Из донесения о безвозвратных потерях 132 Бомбардировочной авиадивизии за апрель 1943 года: «…24.04.43 г. не вернулся с выполнения боевого задания по уничтожению артиллерии и живой силы противника в 3-4 км юго-западнее Новороссийска экипаж в составе:

  1. Попов Павел Александрович, 1909 г.р., штурман звена 244 Ближнего Бомбардировочного авиаполка, лейтенант, уроженец Вологодская обл., Тарночский район, Стасский с/с, д. Харитониха. В Красной Армии с 1933 года, член ВКП(б) с 1941 года. Жена – Попова Степанида Петровна, проживает: Читинская обл., ст. Бода.

Место захоронения лейтенанта Попова Павла Александровича 1909г.р.

Город-Герой Новороссийск Восточный район, 600 метров северо-восточнее берега моря, район цементного завода «Октябрь» на склоне горы «Сахарная голова».

  1. Алексеев Александр Алексеевич, 1908 г.р., командир звена 244 Ближнего Бомбардировочного авиаполка, старший лейтенант, уроженец Калининская обл., Максатихинский район, с. Рыбинское. В Красной Армии с 1930 года, беспартийный. Жена – Алексеева Юрия Ивановна, проживает по адресу: Ставропольский край, село Архангельское.
  2. Доронин Борис Сергеевич, 1923 г.р., воздушный стрелок-радист 244 Ближнего Бомбардировочного авиаполка, сержант, уроженец г. Москва, ул. Новобасманная, д. 16, кв. 32. В Красной Армии и 1941 года, член ВЛКСМ с 1939 года. Сестра – Доронина Нина Сергеевна, проживает по адресу: г. Москва.
  3. Пядухов Василий Григорьевич, 1918 года рождения, воздушный стрелок 244 Ближнего Бомбардировочного авиаполка, сержант, уроженец Воронежская обл., Верхнековский район, Сухочаевский с/с, д. 2-я Андреевка. В Красной Армии с 1939 года, член ВЛКСМ с 1937 года. Мать – Пядухова Прасковья Семеновна, проживала по месту рождения учтенного».

По данным боевых донесений противника, в этот день 24.04.1943 г. в районе южнее Новороссийска пилотом 8/JG 52 Uffz. Wilheim Hauswirth в 16 часов 44 минуты и пилотом из состава словацкой эскадрильи люфтваффе 13/JG 52 Jan Gerthofer в 16 часов 50 минут на высоте 500 метров были сбиты советские бомбардировщики А-20 «Бостон». Выведение из строя самолетов противника засчитывались немецким летчикам на основании записей кинокамер, установленных в фюзеляже и синхронизированных с бортовым вооружением. Судя по всему, один из пилотов Ме-109 сбил найденный А-20 № 12793, а второй подбил другой «Бостон», который, не смотря на полученные повреждения, благополучно вернулся на аэродром базирования.

 

Используемая литература:

Сайт поискового движения trizna.ru;

Сайт «Память Народа»;

Сайт «ОБД Мемориал»;

Сайт https://airpages.ru/uk/a20_r.shtml Бостоны в СССР;

Сайт worldnavalships.com;

Материалы «Электронной библиотеки исторических документов» «Российского исторического общества».

Скачать статью

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

[bvi text="Версия для слабовидящих"]
Перейти к содержимому