Время работы: музей работает с 9.00-19.00, в четверг с 9.00 до 21.00

И один в море воин - Gelendzhik Museum

14 Апр

И один в море воин

Во второй половине марта 1943 года на плацдарме Малая Земля под Новороссийском обстановка для наших войск была чрезвычайно сложной. Плацдарм хорошо просматривался противником и подвергался прицельным артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. Система защитных укреплений создавалась в каменистом грунте плацдарма с трудом. Снабжение было возможно только морским путём, небольшими судами к берегу (единственный причал рыбзавода, находившийся под нашим контролем, был разрушен).

Прилагались усилия по снабжению десантников воздушным путем. В дни первых боев грузы сбрасывали штурмовики Ил-2, однако около половины контейнеров упало за линией фронта или в море. Когда удалось освободить район, где находилась взлетно-посадочная полоса, на плацдарм была отправлена аэродромная команда с тем, чтобы подготовить аэродром к приему легких транспортных самолетов. Они стали засыпать воронки от снарядов и бомб, но все усилия оказались напрасны: беспрерывные обстрелы артиллерии противника привели к тому, что новые воронки появлялись быстрее, чем засыпались старые, и от идеи использовать авиацию пришлось отказаться.

Первыми кораблями, которые использовались для доставки войск и необходимых грузов на захваченный плацдарм, стали средние, по меркам Черноморского флота, корабли и суда: тральщики, канонерские лодки и военные транспорты. Канонерки имели возможность подойти практически к самому берегу, а остальные корабли и суда могли воспользоваться пристанью рыбзавода. Но противник интенсивно обстреливал пристань, и пришлось перейти на иной режим перевозок. С наступлением темноты корабли и суда приходили из Геленджика в восточную часть Цемесской бухты, в район Кабардинки. Там люди и грузы принимались на борт катеров, сейнеров и мотоботов, а те доставляли их на Малую землю, успевая сделать за ночь 2-3 рейса. Вероятность гибели боевых кораблей от артиллерийского огня уменьшилась, но существовали и другие угрозы. Советские коммуникации стали подвергаться атакам 1-й флотилии немецких торпедных катеров. В ночь на 28 февраля им удалось достичь наибольшего успеха, потопив у Мысхако канонерскую лодку «Красная Грузия» и базовый тральщик Т-403 «Груз». После этого перевозки на плацдарм стали осуществляться исключительно малотоннажными кораблями, судами и катерами, вскоре прозванными «тюлькиным флотом». Но и они продолжали гибнуть от подрывов на минах, ударов артиллерии, авиации и катеров врага.

Читать далее в разделе «Статьи»

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

 Версия для слабовидящих