Время работы: музей работает с 9.00-19.00, в четверг с 9.00 до 21.00

Лидер «Ташкент» – «Голубой крейсер» - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Our Blog
  • Лидер «Ташкент» – «Голубой крейсер»
04 Окт

2 июля 1942 года на рейде Новороссийска в результате налёта вражеской авиации был затоплен лидер эскадренных миноносцев Черноморского флота «Ташкент». Меньше трёх лет прослужил корабль своему флоту, но успел вписать в его историю свою славную страницу.

Термин «лидер флотилии» (от англ. flotilla leader) впервые появился в британском флоте в годы Первой мировой войны и обозначал крупный эсминец, приспособленный для размещения командира флотилии со своим штабом, и превосходящий обычные эсминцы размерами, скоростью и вооружением. Советская военно-морская классификация определяла «лидер» как корабль подкласса эсминцев, но большего водоизмещения, с большей скоростью и усиленным артиллерийским вооружением, предназначенный для вывода в атаку эсминцев. (Военно-морской словарь. – М.: Военное издательство, 1990. – С. 223.)

Постройка «Ташкента» осуществлялась в рамках программы внедрения передовых зарубежных технологий в интересах советского флота. Проектировался и строился эсминец итальянской компанией «Odero Terni Orlando» в Ливорно по договору от сентября 1935 года.

Итальянцы обязались, по согласованному с Москвой проекту, построить один лидер у себя, а затем помочь в создании однотипного судна уже в Ленинграде. Корабль, который впоследствии прославится под именем «Ташкент», заложили через полтора года, 11 января 1937-го. Это название лидер унаследовал еще на стапелях – в апреле 1937 года от волжского вооруженного парохода «Ташкент», отличившегося во время боев Гражданской войны.

Из-за враждебной политики руководства фашистской Италии корабль был спущен на воду 28 ноября 1937 года недостроенным. При спуске представитель правительства Италии окончил речь словами: «Да здравствует фашистская Италия, да здравствует Муссолини», что наш переводчик находчиво перевёл как поздравление итальянского правительства. Пройдя приёмные испытания корабль 22 октября 1939 года был зачислен в состав Черноморского Флота СССР, после чего на него было установлено вооружение.

От других военных судов его выделяло почти все: и быстроходность – он мог развивать скорость до 44 узлов (около 80 км/ч), и внешний вид, и необычная окраска его бортов и надстроек – не серо-стальная, как на остальных кораблях, а с голубым отливом. Голубоватый оттенок его бортов и надстроек придавал кораблю нарядный, несколько щеголеватый вид. Он был действительно красив своим острым форштевнем, плавными обводами, слегка откинутыми назад трубами и мачтами. За цвет корпуса и аристократический силуэт на флоте корабль прозвали «Голубым крейсером».

Читать далее в разделе «Статьи»

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

 Версия для слабовидящих