Время работы: музей работает с 9.00-19.00

Листая женские журналы: летняя мода разных веков - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • Листая женские журналы: летняя мода разных веков
03 Июл

Балуева Татьяна Гарриевна,

научный сотрудник отдела фондов

 

 

Листая женские журналы:

летняя мода разных веков

 

 

 

…И снова ветер шелковой волной

шуршит в садах, долинах и аллеях,

чтоб на черешнях свертывался зной

тяжелым и пахучим клеем.

Чтоб мы могли по-новому острей,

вернувшись вновь к заботам старым,

кипеть соленой радостью морей

и бронзой солнечных загаров.

В качестве эпиграфа процитирована из «Женского журнала» за 1928 год часть стихотворения «Лето» Владимира Агатова. И в тот июль, и сегодня наступление летнего сезона дает повод читательницам всех возрастов заглянуть в глянцевый журнал с вопросом: «Что модно и как быть в тренде?».

Геленджикский историко-краеведческий музей располагает коллекцией журналов мод не только разных годов, но и веков. Эти художественно-иллюстрированные издания демонстрировали актуальные тренды, чтобы женщины могли идти в ногу со временем и модой. Давайте вместе увидим страницы модных путеводителей 1896, 1928, 1964 и 1971 годов, показывающих интересные элементы летнего образа.

1876 год.

Иллюстрированный журнал для дам «Модный свет» печатался в городе Санкт-Петербурге в количестве 48 номеров в год и содержал 300 выкроек на 12 больших листах, 2000 рисунков в текстах, 24 вырезных выкройки в натуральную величину, 24 раскрашенных рисунков для вышивания по канве, а также музыкальные ноты.

15 июня журнал на титульной странице опубликовал летний туалет для дамы из тканей с блеском, востребованные для пошива модной одежды последней четверти XIX века.

На рисунке модель, стоящая спиной с солнечным зонтиком в правой руке, показывает черную канаусовую юбку, отделанную 13-сантиметровой полосой из гренадина с двойными складками, которые сверху и снизу украшены 7-сантиметровым канаусовым плиссе. На юбку надето верхнее платье покроя «принцесса», сшитое из гренадина. Этим разновидностям шелковой ткани (канаус и гренадин) свойственны мягкость, гладкость и воздухопроницаемость. Такая характеристика считалась подходящей для летних прогулок как по столичным улочкам, так и по морскому побережью.

Для девочки сшито белое пикейное платьице, украшенное оборками из мадерского шитья, которое дополнено белым сутажным шнуром, нашитый узором.

Красивый туалет, а именно так раньше именовали костюм или платье, 15-летней девушки украшен плиссе – декоративным элементом из ткани в складку.

Сегодня такую ткань изготавливают в промышленных условиях. Метод изготовления плиссе на прессовальном оборудовании запатентовал Мариано Фортуни-и-Мадрасо в 1909 году. В журнале 1876 года демонстрируется вариант плиссе, которое изготовлено на частной мануфактуре с помощью бумажного шаблона, утюга и раствора уксуса. Конечно, складки после стирки приходилось корректировать, что требовало времени и усилий.

На головах трех моделей – соломенные небольшие шляпки, украшенные цветами и атласными лентами. Головной убор для женщины XIX века был обязательным атрибутом всего очаровательного образа. Но среди шляпного многообразия форм и фактуры каждый сезон появляется, говоря современным термином, тренд. Находкой лета 1876 года стало предложение украсить шляпку венком из ягод и трав.

Глядя на рисунок, где девушка в костюме из перкаля с вязанной крючком отделкой стоит на каменистом берегу с букетиком цветов в левой руке и веером в правой, можно пофантазировать, что такие модницы уже бывали в Геленджике. Но фактических подтверждений этому нет, ведь активное посещение интеллигенцией среднего достатка курортного приморского местечка Геленджик началось лишь в начале ХХ века. И модные образы были уже другими – например, платье с рукавами буф.

Но ткань (перкаль) до сих пор прочно вошла в основу пошива постельного белья и одежды, обладая высокими гигиеническими качествами: гипоаллергенное и влаговпитывающее. Ткань дарит прохладу летом и сохраняет тепло зимой, не линяет и не выгорает.

Обложка «Женского журнала», 1928 год

Проходят десятилетия и модные пристрастия последующих поколений меняются кардинально. Примером колоссальных изменений в этико-эстетических нормах становится купальник и загар. Пляжные радости – непременная принадлежность лета и купальный костюм играет далеко не последнюю роль, а загорелая кожа перестала считаться признаком дурного тона. Перед вами обложка «Женского журнала» за 1928 год и фотография «Купальщицы» уже из августовского номера этого журнала. Фотоэтюд Е.Микулиной запечатлел двух девушек в купальниках, которые для молодежи XIX века представляли бы невозможную откровенность, а для поколения «бикини» — «старомодным».

Фотоэтюд Е.Микулиной

Яркие, хорошо пропускающие воздух, открывающие доступ солнцу и ветру или при необходимости защищающие от них, легко надеваемые и снимаемые — такими были пляжные костюмы (шарж в журнале 1964 года).

Сарафан 1964 г.

Футболка 1971 г.

Модные журналы рекомендовали в том числе и верхнюю пляжную одежду: рубахи с юбками, сарафаны и т.д. Также эту одежду предлагалось украсить собственноручно.

Например, геометрический орнамент сарафана на модели 1964 года отличается от геометрии на футболке 1971 года тем, что последний выполнен узелковой техникой окрашивания. Эта процедура, выполненная в домашних условиях, делала футболку сверхмодной! Такой фантастический узор журнал мод «Силуэт» (Таллинский Дом моделей) предлагал сделать модницам самостоятельно. Про узелковую технику окрашивания отрезов ткани этот журнал поведал читательницам еще в 1968 году. Со временем приходит опыт окрашивания готовых изделий из хлопчатобумажного трикотажа. Тренд лета 1971 года — «веселые узелки», которые превращали футболку ширпотреба (широкое потребление) в индивидуальное.

Коллекция женских журналов, хранимая в фонде музея, дает представление о том, что в разные века представительницы прекрасного пола интересовались статусом «модных». Просмотр страниц, посвященных летнему сезону 1876, 1928, 1964 и 1971 годов, интересен как погружение в историю моды и вдохновение для современниц идеями из далекого прошлого.

Скачать статью

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

[bvi text="Версия для слабовидящих"]
Перейти к содержимому