Время работы: музей работает с 9.00-19.00 четверг до 21.00

История строительства Новороссийско-Сухумского «Голодного шоссе». - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • История строительства Новороссийско-Сухумского «Голодного шоссе».
01 Авг

Царева А.А.,

специалист

по охране памятников

История строительства

Новороссийско-Сухумского «Голодного шоссе».

Мосты и дороги царских времен на территории современного Геленджика

Новороссийско-Сухумское шоссе, печально известное как «Голодное шоссе», представляет собой важный исторический объект на Черноморском побережье Кавказа, включая Геленджикский район. Его строительство стало драматической страницей российской истории конца XIX века.

После окончания Кавказской войны в 1864 году Черноморское побережье вошло в состав Российской империи, но оставалось слабо освоенным из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. До строительства шоссе сообщение между населёнными пунктами осуществлялось преимущественно морским путём или по вьючным тропам. Земли побережья раздавались приближённым к царской семье и отставным военным, но отсутствие дорог серьёзно препятствовало развитию региона.

Строительство Новороссийско-Сухумского шоссе началось в 1887 году, а официальной датой старта работ считается 19 февраля 1892 года, когда в Сухум на военном пароходе «Запорожец» прибыл генерал Э.Э. Зеземан, командир Кавказской сапёрной бригады, назначенный главным руководителем работ. Общее руководство проектом осуществлял генерал Михаил Николаевич Анненков, известный по строительству Закаспийской железной дороги.

В строительстве трассы принимал участие и Максим Горький. В начале 1890-х годов Алексей Пешков (Максим Горький) приехал в Туапсе, где в поисках хлеба насущного работал на этой стройке. Этот свой период жизни он отразил в рассказе «Рождение человека», который повествует о строительстве Новороссийско-Сухумского шоссе. Сохранился документ, свидетельствующий, что М. Горький летом 1892 г. работал на сооружении шоссейной дороги Геленджик – Пшада, однако не подтверждающий прямо факта, что он пересек Кавказский хребет и побывал в предгорных станицах.

Название «Голодное шоссе» появилось не случайно. В 1891 году центральные губернии России поразил сильный неурожай, вызвавший массовый голод. Правительство организовало общественные работы, чтобы дать голодающим возможность заработать на пропитание.

На строительство шоссе прибыло около 90 тысяч человек из пострадавших от неурожая губерний (преимущественно Воронежской, Тамбовской, Саратовской и Самарской). Рабочие трудились в крайне тяжёлых условиях:

— использовались только примитивные инструменты – ломы, кирки и лопаты;

— рабочий день длился от зари до зари;

— заработок составлял всего 8 копеек в день – на эти деньги можно было купить лишь 1,5 фунта ржаного хлеба, квас и пару луковиц;

— отсутствовала медицинская помощь, многие умирали от болезней, особенно от малярии (каждый третий строитель болел ею);

— по официальной статистике, погибло 18 тысяч человек, которых хоронили прямо по обочинам дороги.

Несмотря на тяжёлые условия, строительство велось ударными темпами:

— протяжённость трассы составила около 530 километров;

— дорога была построена всего за 5 лет (1887-1892), хотя мосты достраивались до 1900 года;

— на некоторых участках рабочие прорубали карнизы дороги прямо в горных породах;

— шоссе извивалось по побережью, преодолевая перевалы и ущелья;

— для укрепления склонов использовались опорные стены из тщательно отшлифованного песчаника.

В Геленджикском районе сохранились несколько участков старого «Голодного шоссе»:

1. Между селами Возрождение и Михайловский перевал – здесь можно найти остатки мостов из песчаника, опорные стены и даже фрагменты асфальта посреди леса.

2. На окраине села Текос – проезжая по трассе М-4 хорошо заметен арочный, каменный мост в прекрасном состоянии.

3. Район Пшадского перевала (между сёлами Пшада и Текос) – зимой, когда опадает листва, хорошо просматривается каменная кладка старой дороги.

4. Между селами Джубга и Бжид – здесь находится один из наиболее сохранившихся мостов царских времён.

Сохранившиеся участки Новороссийско-Сухумского шоссе

на участке между Геленджиком и Новороссийском

Сохранившиеся участки Новороссийско-Сухумского шоссе в с. Текос

Каменная кладка старой дороги в с. Текос

Строительство «Голодного шоссе» имело огромное значение для развития региона:

— дорога буквально «вдохнула жизнь» в Черноморское побережье;

— вдоль трассы стали формироваться населённые пункты, трактиры, предприятия;

— к 1913 году вдоль шоссе насчитывалось 150 дачных поместий;

— Геленджик как курорт начал развиваться именно после завершения строительства первого отрезка дороги.

Сегодня большая часть «Голодного шоссе» либо вошла в состав современной трассы М-4, либо оказалась заброшенной.

Местные любители истории и энтузиасты продолжают исследовать остатки «Голодного шоссе», находя в лесах каменные сооружения и фрагменты старого покрытия, которые напоминают о трагической, но важной странице истории Черноморского побережья Кавказа.

Скачать статью

One Reply to “История строительства Новороссийско-Сухумского «Голодного шоссе».”

Дмитрий

, 15.08.2025

Очень интересная статья, спасибо

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

  • Краснодарский край, Геленджик, ул. Островского, 1
  • +7(86141)32802
  • gelmusey@mail.ru
  • Музей работает с 9.00-19.00, четверг до 21.00
[bvi text="Версия для слабовидящих"]