Время работы: музей работает с 9.00-19.00 четверг до 21.00

Подготовка в Геленджике операции по освобождению Новороссийска - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • Подготовка в Геленджике операции по освобождению Новороссийска
09 Окт

Татьяна Александровна

Зиновьева,

заведующий отделом

истории и природы

Подготовка в Геленджике операции

по освобождению Новороссийска,

август- сентябрь 1943 г.

(к 82-й годовщине освобождения Кубани

от немецко-фашистских захватчиков 1943 -2025 гг.)

Новороссийская наступательная операция явилась важнейшей составной частью всей Новороссийско-Таманской наступательной операции. 30 августа 1943 года командующий Северо-Кавказским фронтом генерал-полковник Иван Ефимович Петров ставит перед 18-й армией задачу: во взаимодействии с легкими силами и десантом Черноморского флота овладеть городом и портом Новороссийск, воссоединив разобщенные Цемесской бухтой Восточную и Западную группы Советских войск.

Была разработана крупная операция, ставшая классической операцией взаимодействия всех родов Советских войск периода Великой Отечественной войны. В ней участвовали: флот, сухопутные войска, авиация. Согласно план-операции необходимо было нанести комбинированный удар:

— с моря, высадив десант в Новороссийский порт;

— с суши, с восточного и западного направлений;

— с воздуха силами ВВС ЧФ и 4-й Воздушной армии.

Восточная сухопутная группа должна была прорвать оборону противника в районе цементного завода «Октябрь» и во взаимодействии с десантным отрядом № 3 овладеть восточной частью Новороссийска. Начальником этой группы был назначен полковник Валентин Аполлинарьевич Вруцкий.

Западная сухопутная группа, действующая с плацдарма Мысхако, должна была атаковать противника в направлении высоты 307,2 и во взаимодействии с десантным отрядом № 1 овладеть западной частью Новороссийска. Начальником этой группы был назначен генерал-майор Николай Александрович Варев.

Морская десантная группа должна была высадить десант непосредственно в Новороссийский порт. Высадка в Новороссийский порт должна была проводиться одновременно в трех направлениях, чтобы отвлечь противника от направления главного удара. Командиром десантной операции был назначен контр-адмирал Георгий Никитич Холостяков.

Расстояние от места посадки десанта в Геленджикской бухте до его высадки в Новороссийском порту 20 миль. Для высадки трех отрядов привлекались 81 катер, 31 десантный бот, 28 моторных и гребных баркасов.

Кроме того, были созданы отряд обеспечения высадки десанта под командованием капитана 2 ранга Виктора Трофимовича Проценко в составе 37 боевых катеров, в том числе 32 торпедных катеров, и отряд эвакуации раненых в составе 5 катеров-тральщиков.

Для артиллерийской поддержки десанта и прорыва вражеской обороны в Новороссийске имелось свыше 800 орудий и минометов калибром от 76 до 203 мм. Кроме того, на участке прорыва было сосредоточено 227 установок гвардейских минометов (реактивная артиллерия). Вся артиллерия подчинялась командующему 18-й армией генерал-лейтенанту Константину Николаевичу Леселидзе.

Для авиационного обеспечения Новороссийской наступательной операции привлекались 88 самолётов из ВВС ЧФ, 60 самолётов 4-й воздушной армии. Руководство боевыми действиями всей авиации возлагалось на командующего ВВС ЧФ генерал-лейтенанта авиации Василия Васильевича Ермаченкова.

На авиацию возлагалась задача обеспечить с воздуха высадку десантов, а в ходе операции снабжать наступавшие части боеприпасами и продовольствием.

В госпиталях 18-й армии, находящихся в Геленджике и окрестностях, под руководством начальника санотдела армии полковника медицинской службы Николая Григорьевича Костева для приёма раненых и больных было подготовлено более 4-х тысяч мест при эвакуационной способности до 500 человек в сутки.

Пункт управления Новороссийской операцией был развернут в штольнях на 9-м километре Новороссийско-Сухумского шоссе, откуда хорошо просматривалась Цемесская бухта, порт и боевые порядки войск. (бетонные штольни хорошо сохранились и сегодня являются образцом военно-инженерного строительства).

Подготовка всей операции под руководством генерал-полковника Петрова Ивана Ефимовича осуществлялась в условиях строжайшей секретности. Все вопросы, касающиеся предстоящей операции, решались только личным общением соответствующих командиров и работников штабов. Вся документация велась только от руки, и исполнители знакомились лишь с тем, что их касалось.

Задачи по осуществлению прорыва катеров в порт и уничтожению огневых точек на молах и на берегу в порту была возложена на командира 2-й бригады торпедных катеров Виктора Трофимовича Проценко.

Катерникам 2-й бригады торпедных катеров в ограниченное время предстояло решить сразу несколько сложных задач, таких как:

— уничтожение огневых точек на молах. Это была задача первостепенной важности, так как, если на молах уцелеют даже несколько пулеметных точек, они в упор будут расстреливать наши плавсредства, идущие к месту высадки;

— уничтожение (подрыв) боносетевого заграждения. Для катеров с десантом, идущим к берегу в центральном направлении проход был свободным, а для катеров, идущих в восточном и западном направлениях, боносетевые заграждения были непреодолимым препятствием;

— обеспечение взрывов торпед на берегу с целью уничтожения береговых огневых точек.

Для решения задачи, способствующей взрыву торпеды на берегу, минерами бригады была проведена сложнейшая работа, в результате которой был изготовлен несколько измененный инерционный ударник для торпеды. Утром 6 сентября 1943 года, за три дня до начала операции, минеры доложили об этом командиру.

7 сентября 1943 года для испытания усовершенствованной торпеды южнее Геленджикской бухты был выбран пляж под высоким обрывом. Экипаж торпедного катера под командованием Ивана Алексеевича Хабарова лег на боевой курс и произвел выстрел. Через 22 секунды на берегу, метрах в 20-ти от уреза воды, вырос огромный серо-желтый сноп огня и донесся громовой раскат. Прибывшие из оцепления моряки доложили, что эффект от взрыва торпеды был более, чем от взрыва пятисоткилограммовой фугасной бомбы. В течение следующих суток в Геленджике минеры переделали 102 инерционных ударника для торпед, предназначенных для стрельбы по берегу.

В это же время группа старшего лейтенанта Куракина А.А. прорабатывала варианты и способы ликвидации боносетевого заграждения и троса. У оконечности своего причала торпедники создали импровизированный полигон, где на якорях установили 5 металлических шаров – «бочек», расположенных в линию, а под водой натянули стальной трос с углублением в один метр. После многочисленных неудачных попыток по подрыву троса, остановились на тралпатронах, которые должны были буксировать катера-лимузины, так как только эти катера имели осадку 50 см и могли пройти над тросом между молами. В этот же день и дополнительно ночью, произвели несколько пробных подрывов.

Одновременно минеры искали надежные способы подрыва «бочек». Приспособили для этого самодельные запалы от винтовочных патронов, в которые вставлялись и закреплялись бикфордовы шнуры. Но как подвесить взрывчатку к «бочкам» – не знали. Надоумил случай. Когда капитан 3-го ранга Ладыженский С. запутался в сетке гамака во время отдыха, он, радостно воскликнув, схватил гамак и побежал к причалу. Разрезав его на квадратные куски, стал набрасывать их на качающиеся на воде «бочки». Сетки надежно держались и никуда не сползали. Затем моряки привязали по углам сетки подрывные патроны и тотчас же приступили к тренировкам. Тренировались подрывники в Геленджикской бухте днем и ночью. Каждый расчет (всего четыре расчета) сделал по двадцать набросов, в результате было отработано минимальное время – по четыре секунды на каждую «бочку». В условиях десантной операции это было очень важно. Присутствовавший на завершающих испытаниях подрывных команд командующий Черноморским флотом вице-адмирал Лев Анатольевич Владимирский дал высокую оценку минерам базы и командам рейдовых катеров.

Решив множество сложных задач, здесь, в Геленджике, в предельно сжатые сроки, были проведены подготовительные работы к десантной операции в Новороссийск.

Оставалось ждать назначенного часа. И этот час наступил. 9 сентября 1943 года, когда над Геленджиком сгустились сумерки, началась посадка на десантные катера и выход в море. В 2 часа 44 минуты все десантные отряды заняли места на исходных позициях. Все стихло. По сигналу командующего артиллерией настороженную тишину над Новороссийском разорвал мощный грохот артиллерийской канонады. 800 орудий обрушили свой огонь на позиции противника, над Цемесской бухтой пронеслись огненные залпы «катюш». Одновременно с воздуха нанесла мощный бомбовый удар наша авиация. Вслед за ударами артиллерии и авиации к молам прорвались торпедные катера группы прорыва. Раздались взрывы страшной силы. Это торпедные катера нанесли удары по молам и укреплениям противника. Вслед за этим они подорвали трос, боносетевые заграждения и выставили сигнал: «Проход в порт открыт». Приняв сигнал, торпедные катера группы атаки на полном ходу ворвались в Новороссийский порт и атаковали огневые точки врага на берегу.

Таким образом, впервые в истории боевых действий на море, торпеды, предназначенные для уничтожения кораблей, были успешно применены по наземным и береговым целям. Почти одновременно было взорвано 35 торпед общей мощностью более 12 тонн взрывчатого вещества. Эта мощь смела с лица земли 8 дотов и дзотов, разрушила 5 дотов и 4 дзота, прожектор и несколько полуоткрытых огневых точек. Сколько при этом было приведено в шоковое состояние солдат и офицеров противника, не установлено.

После торпедного удара в ворота порта ворвались катера с десантом. Первым высадился на берег 393-й отдельный батальон капитан-лейтенанта Ботылева Василия Андреевича. Вслед за ним начали высадку другие десантные отряды. Под непрерывным огнем противника десантники сразу же вступали в бой. Одновременно перешли в наступление Восточная и Западная сухопутные группы советских войск. На следующую ночь вновь из Геленджика в Новороссийск высадились дополнительные силы десанта.

Противник при поддержке танков оказывал упорное сопротивление, бросая в бой все новые и новые резервы. Бои принимают ожесточенный и затяжной характер, так как каменные здания, в которых засели немцы, были неуязвимы для стрелкового оружия десантников, улицы же города густо простреливались пулеметным и минометным огнем. Пройти по этим улицам могли только танки. На помощь советским войскам, с большими трудностями, через Камышевую Балку была переброшена 5-я гвардейская танковая бригада полковника Петра Карповича Шуренкова, которая на рассвете 13 сентября 1943 года вступила в бой. 15 сентября 1943 года система обороны противника в районе Новороссийска оказалась нарушенной, а к 9 часам вечера начался отход его главных сил. Утром 16 сентября 1943 года город Новороссийск и порт были полностью освобождены от противника.

В этот же день вся страна слушала приказ Верховного Главнокомандования об освобождении Новороссийска. Согласно приказу 19-ти воинским частям, как особенно отличившимся, было присвоено почетное наименование «Новороссийских». Большинство этих воинских частей базировались, формировались и переформировывались в Геленджике.

Газета «Знамя Родины», 1943 г.

Скачать статью

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

  • Краснодарский край, Геленджик, ул. Островского, 1
  • +7(86141)32802
  • gelmusey@mail.ru
  • Музей работает с 9.00-19.00, четверг до 21.00
[bvi text="Версия для слабовидящих"]