Время работы: музей работает с 9.00-19.00

ТАНКИ НА МАЛОЙ ЗЕМЛЕ - Gelendzhik Museum

27 Ноя

Кузнецов Михаил Геннадьевич,

мл. научный сотрудник отдела

«Землянки штаба 18-й армии»

 

 

 

ТАНКИ НА МАЛОЙ ЗЕМЛЕ

Плакат 194х, автор неизвестен*

 

Танки как таковые появились во время Первой мировой войны и прочно заняли нишу как средство прорыва и поддержки пехоты, что сильно изменило и тактику, и стратегию ведения боевых действий, привнесло новые тактически и стратегические приёмы. Быстро развиваясь в межвоенный период, эти неповоротливые машины превратились в многофункциональную боевую единицу, обладающую высокой проходимостью, бронированием, огневой мощью и способную выполнять широкий спектр задач от артиллерийской поддержки и уничтожения вражеских укреплений, до действий в тылах и засадах.

В годы Второй мировой и Великой Отечественной войн бронетанковые соединения играли ключевую роль в армиях всех участников войны, как на западном, так и на восточном фронтах. Отличились они и в одном из важнейших сражений войны – Битве за Кавказ, как в целом в обоях на Северо-Кавказском фронте, так и в боевых действиях за город Новороссийск в 1942-1943гг.

Один из первых танков –

британский тяжёлый танк Mark I*

Сложная горно-лесистая местность на Кавказе создавала трудности в доставке и использовании тяжёлой техники. По этой причине советскими силами преимущественно использовались лёгкие и средние танки, которые благодаря неплохим ходовым качествам, весу и общему размеру могли эффективно действовать в горах.

Основу танкового парка войск Северо-Кавказского фронта помимо советских Т26, Т60, Т70 и Т34 составляла также и западная техника, поставляемая по ленд-лизу. Поскольку один из главных маршрутов поставок вооружений в Советский Союз проходил через Кавказ из Ирана, то Кавказские бронетанковые соединения массово использовали такие танки, как Мк.III Валентайн, М3 Стюарт. Например, 52-я танковая бригада, принимавшая участие в одном из крупнейших танковых сражений 1942 года – сражении у Сагопшина против 5-ой моторизованной дивизии СС «Викинг», восполнила свои потери после боя именно танками Мк.III Валентайн и М3 Стюарт.

Танк MK-III Valentine IV 52-й отдельной танковой бригады.

Закавказский фронт, ноябрь 1942 года*

В сентябре 1942 года немецко-фашистские войска сумели овладеть большей частью города Новороссийска. Советские войска остановили вражеское наступление только на окраине города у стен цементного завода «Октябрь», где была организована линия обороны, на которой и велись основные бои.

В феврале 1943 года была предпринята первая попытка освобождения города. В рамках операции «Море» советское командование планировало провести высадку морского десанта в районе села Южная Озерейка с отвлекающим десантом отряда Новороссийской военно-морской базы под командование майора Цезаря Львовича Куникова и одновременным наступлением войск 47-й армии со стороны станицы Абинской на Крымскую. Морской десант в Южную Озерейку во многом был уникальным для Красной армии, поскольку в нём не только принимали участие танки, но ещё и планировалась их высадка в первой волне десанта. 563-й танковый батальон должен был обеспечить поддержку бойцов 255-й Краснознамённой бригады морской пехоты. Батальон был вооружён лёгкими танками М3 Стюарт, в общей сложности около 30 машин, разделённых на три роты, которые было принято решение погрузить на 3 несамоходных баржи – болиндера. Эти баржи обладали водоизмещением около 255 тонн, длинной около 54 и шириной около 7 метров, что позволяло перевозить и технику, и личный состав. Их тащили буксиры «Геленджик», «Алупка» и «СП-19».

В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года силы десанта вышли из Геленджикской бухты и, невзирая на упорное сопротивление врага и серьёзный обстрел, смогли произвести высадку на берегу. В авангарде пошли бойцы 142 отдельного батальона 255 бригады морской пехоты и 563-й танковый батальон.

Несмотря на сложности с доставкой болиндеров к берегу и последующей высадкой значительную часть танков так и не удалось высадить, другая часть вышла из строя из-за попадания морской воды в двигатели и использовалась как неподвижные огневые точки прикрытия. Те танки, которые всё же смогли принять участие в наступлении, оказали большую поддержку десантникам в прорыве немецкой обороны. Освободив Южную Озерейку и Глебовку, силы десанта, как морпехи, так и танкисты, ещё несколько дней продолжали вести тяжёлые бои в окружении, проявляя чудеса стойкости и героизма, пока не были в конечном счёте вынуждены начать отход к Станичке.

Танки M3 Stuart 563-го танкового батальона на болиндере*

После десантной операции в Южной Озерейке советским командованием были предприняты попытки перенаправить имеющиеся танки на усиление группировки на образовавшемся в ходе отвлекающего десанта плацдарме Малая земля. Первые попытки не имели большого успеха ввиду сложного рельефа береговой линии на Малой земле и отсутствии необходимых транспортных средств, использовались всё те же переделанные баржи — болиндеры. Однако, командующий 18-й армией Константин Николаевич Леселидзе, понимая всю необходимость создания манёвренных танковых групп для обороны Малой земли не оставлял попыток организовать перевозку бронированных машин. После отражения вражеского наступления, в рамках операции «Нептун», ему удалось наладить доставку танков в Новороссийск.

Принимая во внимание прошлый опыт использования болиндеров и барж, было принято решение о переоборудовании для этих целей мотоботов типа ДБ проекта 165. Инженеры Новороссийской военно-морской базы соединяли жёсткими креплениями по два мотобота в подобия катамаранов, на которых делали деревянные настилы достаточные, чтобы выдержать вес танка. Такие конструкции командующий базой контр-адмирал Г.Н. Холостяков в последствии называл «спарками», и использовались они не только для перевозки грузов, но и для создания плавучих артиллерийских батарей.

Плаворудие на базе мотоботов проекта 165*

Авиадесантный танк Mk-VII Tetrarch на спарке мотоботов,

г. Геленджик, 1943 г*

Погрузка происходила в Геленджике, после чего ночью танки доставлялись в Новороссийск; часть пути мотоботы проходили на буксире, а затем, ближе к берегу, переходили на свой ход. После высадки танки загонялись в заранее заготовленные капониры (специальные укрытия, вырытые в земле, предназначенные для защиты от артиллерийского обстрела) и маскировались. Все перемещения танков происходили только ночью, во время артиллерийских обстрелов позиций противника, чтобы скрыть шум двигателей. Ввиду ограничений по весу на Малую землю доставлялись только лёгкие танки, такие как Т26, Т60, М3 Стюарт, Mk.III Валентайн и даже один очень редкий для Восточного фронта авиадесантный танк Mk.VII Тетрарх. Из них удалось создать 3 роты общей численностью около 30 машин. Они находились в резерве на случай необходимости совершения контратак при прорыве обороны. Однако советские войска уже не позволили противнику собрать такие силы, для отражения которых понадобилось бы задействовать этот скрытый резерв.

В сентябре 1943 года Новороссийск был освобождён, а вместе с ним и весь Таманский полуостров, что положило конец битве за Кавказ, а танки Малой земли так и не успев проявить себя в этой операции отправились на новые поля сражений уже других фронтов. Враг ещё не был окончательно разбит и для танков на этой войне оставалось ещё очень много работы!

Список источников:

  1. Музейный фонд Геленджикского историко-краеведческого музея:

Фонд10, Д32 — Зам.полит. к.ра роты 142 батальона 255 брмп, «Морской десант в Южную Озерейку», материалы, переписка.

  1. Федосеев С.Л. Все танки первой мировой, большой военный справочник, Эксмо, Москва, 2022
  2. Барятинский М.Б. Кавалерийский танк Второй Мировой М3/М5 General Stuart — Эксмо, 2014.
  3. Барятинский М.Б. Танки Второй Мировой, Эксмо, 2020.
  4. материалы сайта topwar.ru
  5. *изображения для статьи взяты из сети интернет

Скачать статью

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

[bvi text="Версия для слабовидящих"]
Перейти к содержимому