Время работы: музей работает с 9.00-19.00, в четверг с 9.00 до 21.00

Хранители рассказывают: история одного рисунка - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • Хранители рассказывают: история одного рисунка
28 Мар

Хранители рассказывают: история одного рисунка

В 1973 году Геленджикским историко-краеведческим музеем приобретен карандашно-угольный рисунок новороссийского художника Георгия Сергеевича Таубе (1915-1979 гг.). Название – «В.И. Ленин, М.И. Калинин обсуждают эскиз герба СССР, предложенный художником» – показывает значительное событие – создание нового герба.

Художник Георгий Таубе

«В.И. Ленин, М.И. Калинин обсуждают эскиз герба СССР,

предложенный художником»

И сюжет отражает важный момент принятия судьбоносного решения для молодого государства, «рожденного» Октябрьской революцией 1917 года. Декрет Совета Народных Комиссаров «О памятниках Республики», подписанный Владимиром Ильичом Лениным 12 апреля 1918 года, обязывал подготовить «замену надписей, эмблем, гербов новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России». В переводе слово герб означает «наследство», поэтому особое внимание правительство уделило поиску художественного символа, способного выразить суть нового общественно-государственного строя.

Автор Георгий Сергеевич Таубе, член Союза художников СССР (1960 г.), создал рисунок в 1972 году, будучи мастером, чья умелая рука изобразила для потомков действительных членов Комиссии по выработке советской символики – Михаила Ивановича Калинина (1875-1946 гг.), Владимира Ильича Ленина (1870-1924 гг.), принимавших участие в отборе эскизов. Эта комиссия работала по Постановлению от 10 января 1923 года Президиума ЦИК (Центральный исполнительный комитет), объявившая конкурс проектов геральдики советского государства.

На рисунке Таубе показано обсуждение варианта, ставшим окончательным. Конституция СССР, принятая II съездом Советов 31 января 1924 года, официально утвердила этот герб. Для придания динамичности разговору участников художник дополнил облик Владимира Ильича, повернув его голову в профиль. Таким образом, появилась художественная особенность рисунка, кроме которой представляет интерес персона, изображенная Георгием Сергеевичем спиной к зрителям. Идентификация художника в рабочей блузе, держащего правой рукой папку, превратилась в своеобразный квест по истории создания герба.

Научный архив нашего музея располагает материалами для понимания масштаба работы и количества привлеченных к ней авторов эскизов. Например, в поиске идей приняли участие художники Госзнака: среди них – Д.Голядкин, Я.Дрейер, Н.Кочура, В.Куприянов, П.Румянцев, А.Якимченко, В.Адрианов, И.Дубасов. По представленным эскизам можно увидеть общий символ — серп, молот.

Эскизы герба художников Я.Б. Дрейера, В.Е. Куприянова, Н.Н. Кочуры

Но Евгений Иванович Камзолкин (художник театра Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов) «нашел», по его мнению, универсальное выражение духа первого в мире государства рабочих и крестьян. Соединенные серп, молот и меч явили собой опознавательный символ государства.

Евгений Иванович Камзолкин,

художник театра Замоскворецкого

Совета рабочих и крестьянских депутатов

Эскиз герба Е.И. Камзолкина

В газете «Советская Кубань» от 9 апреля 1982 года в заметке корреспондента ТАСС А.Сивцова читаем: «На красном фоне в лучах восходящего солнца он изобразил скрещенные серп, молот, меч. В воспоминаниях управляющего делами Совнаркома В.Бонч-Бруевича, Ленин, внимательно рассмотрев проект герба, сказал: «Завоевательная политика нам совершенно чужда» и зачеркнул меч».

В марте 1923 года к процессу создания герба присоединился Владимир Николаевич Адрианов (1875-1938 гг.), руководивший художественно-репродукционным отделом Госзнака.

В его проекте впервые появляется Земной шар.

Именно он предложил неожиданное композиционное решение, поместив в центре земной шар, изображенный в косой ортографической проекции. Объемное изображение дало эффект летящей в пространстве планеты.

Владимир Николаевич Адрианов, 1927 г.

На фотографии 1927 года запечатлен 52-летний В.Н. Адрианов, чей внешний вид далек от изображения художника на рисунке Таубе Г.С.

Поиск портретов участников, привлеченных к созданию герба СССР, привел в Одинцовский историко-краеведческий музей.

Уроженец села Одинцова Московской губернии Иван Иванович Дубасов (1897-1988 гг.) 49 лет проработал в Госзнаке. Сын художника передал музею коллекцию рисунков отца, и среди них – графический автопортрет Ивана Ивановича, сделанный в 1922 году после поступления на работу в Госзнак.

Автопортрет Ивана Ивановича Дубасова

Любезное согласие сотрудника Одинцовского историко-краеведческого музея И.В.Тютюнниковой на публикацию изображения музейного экспоната сделало возможным убедиться, что густая шевелюра и профиль характерны для обоих рисунков – Дубасова и Таубе. Действительно 25-летнего художника привлекали к геральдическому проекту, как победителя конкурса на лучшую почтовую марку в честь пятилетия Октябрьской революции (конкурс, объявленный Наркоматом почты и телеграфа 1922 года). Ему поручили выполнить эскиз, который приняли 22 сентября 1923 года с резолюцией на рисунке секретаря Президиума ЦИК Авеля Сафроновича Енукидзе: «Утверждаю, как окончательный вариант».

Новороссийский художник Георгий Сергеевич Таубе своей работой «В.И.Ленин, М.И.Калинин обсуждают эскиз герба СССР, предложенный художником» предоставил замечательную возможность детально раскрыть масштабный процесс, закончившийся официальным утверждением I Конституцией СССР.

15 марта 2023 года – день 35-летия памяти Ивана Ивановича Дубасова, чья работа была своеобразной «визитной карточкой» государства СССР. Свой вклад автор выразил следующими словами: «У меня в отличие от других художников не выставлено ни одной картины, ни в одном музее, но зато мое создание — герб СССР находится на Луне, на Венере», имея в виду вымпелы, доставленные советскими аппаратами в космос, дизайн которых выполнил Дубасов.

Почтовая марка, посвященная И.И. Дубасову

Этот научно-просветительский экскурс в создание геральдического наследства советской эпохи осуществила Балуева Татьяна Гарриевна, научный сотрудник отдела фондов.

Скачать статью в формате *.pdf

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

 Версия для слабовидящих