Лапшина Ольга Ивановна,
старший научный сотрудник
отдела истории и природы
Хрупкий мир природы
в творчестве Татьяны Белоконской
Татьяна Белоконская,
ботанический художник
В феврале 2025 года в Геленджикском историко-краеведческом музее открылась персональная выставка новороссийского художника Татьяны Белоконской «Душа растений». Экспозиция позволила познакомиться с удивительным творчеством в технике ботанического барельефа. Это новое направление в искусстве, которому немногим более десяти лет. Ботанические барельеф представляет собой объёмный оттиск живых растений на гипсовой плоскости. Особенностью этого вида искусства является техника работы с современными материалами. Выпуклый рисунок барельефа сохраняет мельчайшие детали растений: нежные лепестки, изгибы стебельков, а также различные несовершенства, которые подчеркивают реалистичность изображения.
Создание ботанического барельефа – это сложный процесс, требующий от художника не только умения работать с материалом, но и знания особенностей растений и их взаимодействия друг с другом. Порой результат может быть поистине впечатляющим, создавая ощущение присутствия живых растений в интерьере, что делает его уникальным и привлекательным.
Свою задачу, как художника, Татьяна видит в понимании мира природы и материала, знании технологии, в продумывании идеи и гармоничном построении композиции. Благодаря глине и гипсу становится возможной детализация отпечатков. просматривается текстура каждого стебля, прожилки на листьях, нежные лепестки цветка и крошечные волоски на бутонах и стеблях некоторых видов растений.
Панно «Семена»,
гипс, голубая глина, 2023
Татьяна создает как отдельные панно, так и парные, в естественном тоне гипса и с проработкой цветом, но все картины объединяет стремление автора показать уникальность каждого природного объекта и высокий уровень владения технологией создания гипсового барельефа. Работа над каждым панно – это не просто создание отпечатка, это взаимодействие с природой, отбор представителей флоры с ярко выраженной фактурой и проявление своего творческого подхода. Татьяне принадлежит идея показа зарождения жизни растения из семени, этапы роста и созревания, которую ей успешно удалось воплотить в своих работах.
Панно в технике ботанического барельефа не только отражают красоту природы, но и служат настоящим украшением интерьера помещения, позволяют создать уникальный дизайн. В ботаническом барельефе используют как живые растения, так и искусственные материалы: гипс, глину и даже металл. Повторить такой же оттиск невозможно, поэтому каждое панно уникально.
Для создания барельефа используют только свежие цветы, особый шик – использование растений с корнями. Обычно мы любуемся самим цветком, но этот вид искусства позволяет восхититься сложностью и извилистостью корней. Отлитые в гипсе корни порой сложны, геометричны, изящны и более интересны, чем бутон. Например, интересны корни орхидеи – именно с этим цветком часто работает Татьяна Белоконская.
Панно «Путь наверх»,
гипс, 2023
Панно «Путь наверх»,
гипс, 2023
Растение не погибает после манипуляций с ним, ведь Татьяна отвозит его маме, которая высаживает орхидеи в горшки, и они продолжают свою жизнь, радуя окружающих обильным цветением.
В своих работах Татьяна показывает красоту и изящество растений, создавая изысканные композиции. Гранат, плющ, клематис, орхидея, разнотравье – все это живая натура для создания декоративных панно, которые прекрасно вписываются в любой интерьер и привносят в него особую красоту природных форм. Татьяна Белоконская на протяжении пяти лет занимается этим прекрасным творчеством, является членом Ассоциации Художников Ботанического Искусства России (АХБИ), принимает участие в различных выставках.
Татьяна считает, что не все предметы в доме должны быть функциональны, ведь пространство может просто вдохновлять и радовать. И поэтому ей очень хочется, чтобы в каждом доме был кусочек природы, создающий гармоничную атмосферу.
Творчество Татьяны Белоконской буквально завораживают своей красотой и естественностью, на него можно смотреть бесконечно. В своих работах она с удивительной точностью и любовью отражает столь хрупкий мир природы, который так нуждается в нашем бережном отношении.