Время работы: понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 09.00 до 19.00, четверг с 09.00 до 21.00. Без выходных и праздничных дней.

Евгений Широков Портрет балерины Надежды Павловой - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • Евгений Широков Портрет балерины Надежды Павловой
Евгений Широков Портрет балерины Надежды Павловой
11 Мар

Евгений Широков

Портрет балерины Надежды Павловой

Евгений Широков Портрет балерины Надежды Павловой

Портрет балерины Надежды Павловой. 1974.

Холст, масло. 230х116 см

Если вам когда-нибудь посчастливится побывать в Перми — найдите время, чтобы посетить Пермскую Государственную художественную галерею.

Ваше внимание непременно привлекут картины, написанные Народным художником СССР — Евгением Николаевичем Широковым. Его работы хранятся более чем в пятнадцати музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.

В настоящее время в нашем музее проходит выставка: «Баллада о художнике», посвящённая творчеству Е. Н. Широкова.

В 1958 году после окончания одного из самых престижных вузов страны — Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, он выбирал местом работы г. Пермь. Этот выбор стал определяющим на всю его дальнейшую жизнь.

Пермский балет захватил и очаровал молодого человека, открыл художнику новый мир — утонченный и одухотворённый. Любовь к балету, преклонение перед его мастерами сохранилось на всю жизнь. Его «балетная серия» насчитывает более десятка портретов. Пермский балет стал целым этапом в творчестве молодого художника и вдохновил его на создание цикла живописных произведений.

Особое место в этой серии занимает портрет балерины Надежды Павловой. Картина является собственностью Пермской государственной художественной галерее. В нашем случае демонстрируется репродукция с этого произведения.

История создания портрета была подробно описана в воспоминаниях художника. Впервые его внимание на эту талантливую девочку обратила знаменитый педагог Людмила Павловна Сахарова. Следующая встреча с юной балериной произошла в 1972 году во время напряжённых дней подготовки к Международному конкурсу артистов балета и хореографов. Времени для подготовки оставалось мало репетиции проходили далеко за полночь. На улице постепенно темнело, зажигался свет в окнах, потом окна гасли одно за другим. Именно это обстоятельство натолкнуло художника на композиционный строй картины. Так один огонёчек и виден на холсте. А работа продолжалась. Сахарова давала совсем короткие передышки, во время которых продолжала наставления на своём красивом балетном языке. Надя слушала внимательно. Была очень сосредоточена. В эту минуту она подносила руку к губам, и в облике её затаённо пульсировало послушание и сопротивление, сила воли и детская беззащитность, ореол близкой славы и страх перед ней. «Мне хотелось рассмотреть её поближе, эту восходящую звёздочку. Мне казалось важнее всего показать крупно её лицо, выразить характер» — делился художник.

Портрет Нади Павловой художник писал, редко общаясь с ней. О её некоммуникабельности ходили легенды. Во время работы она не проявляла никакого интереса, и работа над портретом была продолжением урока, где она просто подчинялась.

Со слов художника колорит портрета был решён достаточно просто: золото лица, более тёмное золото станка, серебро пола, вполне достаточный аккорд чёрного костюма и ночи за окном. Маленькая фигурка балерины, полудетским движением прижавшей ко рту ушибленную руку, занимает лишь небольшое место в картине, представляющей обширный и неуютный зал для балетных экзерсисов. Пустое поле преобладает на картине, напоминает фресковые фоны, однако смысл его вполне отвечает замыслу станковой картины: занятия окончены, опустели залы, а в маленькой Наде продолжается напряжённая внутренняя работа, сделавшая её всемирно известной танцовщицей.

Надежда Павлова в 15 лет, став лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, в 1973-м году завоевала Гран-при 2-го Международного конкурса артистов балета в Москве.

Стала солисткой Большого театра.

Она вошла в историю своим необычайно длинным и лёгким шагом, будоража умы и сердца людей далеко за пределами балетного круга. Выдающийся балетный педагог Асаф Мессерер говорил о ней: «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счёту, какой только есть в искусстве».

В 1976 году на выставке, посвящённой 200-летию Большого театра, портрет балерины Нади Павловой получил серебряную медаль.

Художнику удалось угадать в маленькой хрупкой девочке балерину – звезду мирового уровня и мастерски передать это в портрете.

Жукова В.Н., старший научный сотрудник отдела фондов

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

  • Краснодарский край, Геленджик, ул. Островского, 1
  • +7(86141)32802
  • info@gelmusey.ru \ gelmusey@mail.ru
  • Ежедневно: 09.00 to 18.00 Вторник, суббота: до 20.00. Четверг: до 21.00. Май-октябрь: 9.00-22.00
 Версия для слабовидящих
%d такие блоггеры, как: