Время работы: музей работает с 9.00-19.00, в четверг с 9.00 до 21.00

Евгений Широков Портрет балерины Надежды Павловой - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • Евгений Широков Портрет балерины Надежды Павловой
11 Мар

Евгений Широков

Портрет балерины Надежды Павловой

Портрет балерины Надежды Павловой. 1974.

Холст, масло. 230х116 см

Если вам когда-нибудь посчастливится побывать в Перми — найдите время, чтобы посетить Пермскую Государственную художественную галерею.

Ваше внимание непременно привлекут картины, написанные Народным художником СССР — Евгением Николаевичем Широковым. Его работы хранятся более чем в пятнадцати музеях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.

В настоящее время в нашем музее проходит выставка: «Баллада о художнике», посвящённая творчеству Е. Н. Широкова.

В 1958 году после окончания одного из самых престижных вузов страны — Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной, он выбирал местом работы г. Пермь. Этот выбор стал определяющим на всю его дальнейшую жизнь.

Пермский балет захватил и очаровал молодого человека, открыл художнику новый мир — утонченный и одухотворённый. Любовь к балету, преклонение перед его мастерами сохранилось на всю жизнь. Его «балетная серия» насчитывает более десятка портретов. Пермский балет стал целым этапом в творчестве молодого художника и вдохновил его на создание цикла живописных произведений.

Особое место в этой серии занимает портрет балерины Надежды Павловой. Картина является собственностью Пермской государственной художественной галерее. В нашем случае демонстрируется репродукция с этого произведения.

История создания портрета была подробно описана в воспоминаниях художника. Впервые его внимание на эту талантливую девочку обратила знаменитый педагог Людмила Павловна Сахарова. Следующая встреча с юной балериной произошла в 1972 году во время напряжённых дней подготовки к Международному конкурсу артистов балета и хореографов. Времени для подготовки оставалось мало репетиции проходили далеко за полночь. На улице постепенно темнело, зажигался свет в окнах, потом окна гасли одно за другим. Именно это обстоятельство натолкнуло художника на композиционный строй картины. Так один огонёчек и виден на холсте. А работа продолжалась. Сахарова давала совсем короткие передышки, во время которых продолжала наставления на своём красивом балетном языке. Надя слушала внимательно. Была очень сосредоточена. В эту минуту она подносила руку к губам, и в облике её затаённо пульсировало послушание и сопротивление, сила воли и детская беззащитность, ореол близкой славы и страх перед ней. «Мне хотелось рассмотреть её поближе, эту восходящую звёздочку. Мне казалось важнее всего показать крупно её лицо, выразить характер» — делился художник.

Портрет Нади Павловой художник писал, редко общаясь с ней. О её некоммуникабельности ходили легенды. Во время работы она не проявляла никакого интереса, и работа над портретом была продолжением урока, где она просто подчинялась.

Со слов художника колорит портрета был решён достаточно просто: золото лица, более тёмное золото станка, серебро пола, вполне достаточный аккорд чёрного костюма и ночи за окном. Маленькая фигурка балерины, полудетским движением прижавшей ко рту ушибленную руку, занимает лишь небольшое место в картине, представляющей обширный и неуютный зал для балетных экзерсисов. Пустое поле преобладает на картине, напоминает фресковые фоны, однако смысл его вполне отвечает замыслу станковой картины: занятия окончены, опустели залы, а в маленькой Наде продолжается напряжённая внутренняя работа, сделавшая её всемирно известной танцовщицей.

Надежда Павлова в 15 лет, став лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета, в 1973-м году завоевала Гран-при 2-го Международного конкурса артистов балета в Москве.

Стала солисткой Большого театра.

Она вошла в историю своим необычайно длинным и лёгким шагом, будоража умы и сердца людей далеко за пределами балетного круга. Выдающийся балетный педагог Асаф Мессерер говорил о ней: «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счёту, какой только есть в искусстве».

В 1976 году на выставке, посвящённой 200-летию Большого театра, портрет балерины Нади Павловой получил серебряную медаль.

Художнику удалось угадать в маленькой хрупкой девочке балерину – звезду мирового уровня и мастерски передать это в портрете.

Жукова В.Н., старший научный сотрудник отдела фондов

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

 Версия для слабовидящих