Время работы: Пн., ср., пт.: 9.00 - 18.00. Вт., сб.: 9.00 - 20.00. Чт.: 9.00 - 21.00. Май-октябрь: 9.00 - 22.00. Без выходных и праздничных дней.

Летчик-истребитель Николай Савва - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Latest Blog
  • Летчик-истребитель Николай Савва
Летчик-истребитель Николай Савва
10 Фев

Летчик-истребитель Николай Савва

Лейтенант Николай Иванович Савва вошел в историю как первый лётчик 32-го (позже 11-го гвардейского) истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота, сбивший вражеский самолёт. 17 июля 1941 он уничтожил немецкий самолёт разведчик Do-215.

Летчик-истребитель Николай Савва

Николай Савва с дочерью

Так же он стал вторым лётчиком полка и авиации флота, совершившим воздушный таран, подтверждённый документами обеих противоборствующих сторон. (Первым был ст. лейтенант 32-го полка С.Е.Карасёв).

Николай Иванович Савва родился в 1916 году в городе Джанкое Крымской области. В 1936 году по комсомольской путевке направлен в Ейское авиационное училище. В 1939 году он окончил училище и был направлен служить в 32-й истребительный авиаполк 62-й авиационной бригады авиации Черноморского флота. Начало войны лейтенант Савва встретил летчиком первой эскадрильи 32 авиаполка. Полк базировался в Каче. С первых дней войны Николай Иванович вылетал на перехват вражеских самолетов, которые летели бомбить Севастополь. Он прикрывал на своём самолете МиГ-3 наши корабли, сопровождал на боевые задания штурмовики и бомбардировщики.

Летчик-истребитель Николай Савва

Истребитель МиГ-3. На такой машине воевал в небе над Новороссийском лейтенант Николай Савва. Фото из открытых источников.

Самолёт Миг-3 на котором летал лейтенант Савва был разработан Опытным конструкторским бюро под руководством Артёма Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича в 1940 году. Миг-3 стал продолжением начатой в 1939 году разработки истребителя для ведения боя на больших высотах. Это был скоростной истребитель-перехватчик, который мог быть использован как штурмовик или лёгкий пикирующий бомбардировщик. На него устанавливался рядный мотор жидкостного охлаждения АМ-35А. Шасси было убираемое в полёте. Передняя часть фюзеляжа и центроплан металлические, хвостовая часть фюзеляжа и консоли крыла деревянные.

Разработанный в короткий срок Миг-3 имел как положительные характеристики, так и недостатки. Самолёт был очень сложным в пилотировании, опытный лётчик становился на нём средним, а средний малоопытным, новичок же в большинстве случаев вообще не мог на нём летать. Поскольку МиГ имел деревянную конструкцию летать такие самолёты могли только в сухую погоду. Было противопоказано также держать их на открытых аэродромах.

С началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, на которых манёвренность МиГ-3 резко ухудшалась. В результате, в воздушных боях лета-осени 1941, части, вооружённые этими самолётами, понесли большие потери, и вскоре модель была снята с производства.

Не смотря на все недостатки умелые пилоты морской авиации добывали на этих машинах победы в неравных воздушных боях над более технически совершенными противниками.

Именно таким пилотом был лейтенант Николай Иванович Савва.

18 Октября 1941 года в паре с лейтенантом Евграфом Рыжовым, он вылетел на перехват вражеского самолёта-разведчика Do-215 в районе Балаклавы.

Оснащенные фотоаппаратами, летающий на высотах до 9 км двухмоторный Dornier-215, использовались Люфтваффе для дальних разведывательных операций. Самолёт с экипажем 4 человека был неплохо защищён, на него устанавливали четыре пулемёта MG-17 калибра 7,92 мм (2 впереди, по 1 с верху и снизу, 2 в боковых окнах).

Летчик-истребитель Николай Савва

Дальний разведчик Люфтваффе Дорнье Do-215. Фото из открытых источников.

После продолжительных поисков врага советские лётчики заметили на высоте 6000 метров уходящий разведчик и атаковали его. Немецкие лётчики умело маневрировали и вели ответный огонь.

У самолёта Рыжова был повреждён мотор, и он вынужден был выйти из боя. Ведя бой в одиночку, Николай Савва заставил замолчать стрелка и вывел из строя один из моторов Do-215. В ходе боя боеприпасы закончились. Тогда Савва прибавил скорость и направил свой МиГ-3 на правый киль вражеского самолёта. Лопасти винта отрубили рули управления Do-215. Разведчик загорелся, вошёл в штопор и рухнул в море в 40 километрах от берега. Четыре немецких лётчика успели выпрыгнуть с парашютами и опустились в море. Наш лётчик совершил вынужденную посадку на воду на траверзе Балаклавы. Его самолёт вскоре затонул, а едва державшегося на воде лётчика через 2 часа подобрал наш сторожевой катер. Продолжая поиск, катер нашёл одного немца, но спасти его не удалось. За этот таран лейтенант Савва был награждён орденом Красного Знамени.

В годы войны наши лётчики неоднократно совершали воздушные тараны вражеских самолётов, когда других способов остановить врага уже не оставалось.

В середине ноября 1941 года самолёт Николая Саввы был передислоцирован с Херсонесского аэродрома на Большую землю – на аэродром Анапа, в состав 7-го истребительного полка. В этом полку он командовал звеном. Отсюда Савва со своими товарищами вылетал на прикрытие кораблей, военно-морских баз и городов, сопровождал корабли с десантниками в Керчь и Феодосию в декабре 1941 года.

Николай Савва одержал ещё две победы в воздушных боях. 17 ноября 1941 года он сбил истребитель Ме-109, а 10 января 1942 года в небе над Новороссийском бомбардировщик Ю-88.

В боевых характеристиках данных лейтенанту Савве Н.И после войны бывшим комиссаром эскадрильи 32 ИАП, подполковником запаса Собкиным И.Е. и бывшим начальником штаба 32 ИАП полковником запаса Михайлекно К.И. отмечаются самые высокие личные и профессиональные качества лётчика. Михайленко отмечает, что за период боевых действий Н.И. Савва уничтожил четыре вражеских самолёта, Собкин вспоминает о семи, а азовская школьница Мария Юдина, написавшая о замечательную статью о Николае Ивановиче, на основании собранных ей документов и воспоминаний пишет о десяти сбитых им самолётах. Так же она указывает, что командованием полка было направленны документы о представлении лейтенанта Саввы Николая Ивановича к званию Героя Советского Союза, но в 1942 году представление не было удовлетворено.

По нелепой случайности его жизнь оборвалась всего через четыре дня после последней победы. 14 Января 1942 года при взлёте с земляного аэродрома Анапа в сложных погодных условиях он своим истребителем МиГ-3 задел за водонапорную башню, разбился и погиб. Похоронен Н.И.Савва в Анапе.

Всего семь месяцев лётчик бился с врагом, но и за это время совершил сотню боевых вылетов, участвовал в 30 боях, уничтожил не менее четырёх самолётов противника, причём один – тараном, и остался непобеждённым. Его имя носят улицы в Севастополе и посёлке Азовское, в котором школа названа в честь героя.

Задорнов А.С.,

Младший научный сотрудник

отдела «Батарея № 394 капитана А.Э. Зубкова»

Add Your Comments

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

  • Краснодарский край, Геленджик, ул. Островского, 1
  • +7(86141)32802
  • info@gelmusey.ru \ gelmusey@mail.ru
  • Ежедневно: 09.00 to 18.00 Вторник, суббота: до 20.00. Четверг: до 21.00. Май-октябрь: 9.00-22.00
 Версия для слабовидящих
%d такие блоггеры, как: