Кривошеева Полина,
младший научный сотрудник
отдела истории
на примере благоустройства
общественного пространства в Геленджике
Мозаичное искусство берет своё начало еще в древности. Первые известные мозаики появляются в Шумерском царстве в четвертом тысячелетии до нашей эры. Мозаика также была распространена в Древней Греции и в Древнем Риме. На Руси этот вид искусства стал популярен благодаря христианству, пришедшему из Византии. Именно в Византийской империи мозаика пережила пик своего расцвета, а в Киевской Руси применялась для украшения православных храмов и церквей. С XII века мозаику постепенно стала вытеснять фреска, и со временем на Руси мозаичное искусство было забыто. Только в Елизаветинское время уже в Российской Империи возрождением мозаики занялся М.В. Ломоносов. В годы Первой мировой войны, революции, гражданской войны искусство мозаики вновь переживает упадок, в первую очередь из-за своей дороговизны. По этой же причине при уже установленной советской власти для украшения общественно-значимых зданий и агитации поначалу используется фреска. Со временем, по мере социально-экономического развития советского общества на смену фрескам вновь приходит более дорогая, но и более долговечная, яркая мозаика. Возвращается она в виде гербов СССР, Украинской ССР и РСФСР на Киевском вокзале в Москве (1925 г.) и в виде украшения интерьера мавзолея В.И. Ленина.
Мозаика теперь – неотъемлемая часть советского монументализма, она и сейчас украшает стены общественно-значимых зданий, концертных залов, вокзалов, вестибюлей метро и т.д. При этом несет в себе идею, смысл, социалистическую агитацию. В 1950-х годах развивается новое направление монументального искусства – советский модернизм, которое будет популярно в СССР вплоть до 1980-х годов. В мозаиках теперь, помимо традиционной смальты, используются галька, керамическая плитка, цветной бетон, кирпич. Часто применяется сочетание различных техник.
Для советского мозаичного искусства 1960-х годов характерно нарочитое подчеркивание швов, демонстративное использование дешевых материалов, в частности, битой керамической плитки, грубая пластика.
В 1970-е годы в СССР переживают расцвет научно-исследовательские институты. Монументалисты стали получать заказы на оформление фасадов и интерьеров промышленных предприятий, НИИ по всей стране. Также в этот период становится популярным оформление мозаикой жилых многоквартирных домов, пионерских лагерей, кафе, кинотеатров. Но в качестве решения оформления таких объектов применялись, как правило, плоские мозаичные панно. А 1970-е годы примечательны еще тем, что именно в это время мозаикой уже оформляют фонтаны, автобусные остановки, малые архитектурные формы, то есть она приобретает большую пластичность и рельефность. Именно в 70-е годы XX века монументальная мозаика выделяется в самостоятельный вид искусства. В сюжетах мозаики чаще отображается специализация учреждений, которые она украшает. В 1980-е годы в связи с экономической и политической обстановкой в стране темы монументальных работ становятся всё более отвлеченными, редко содержат в себе какую-либо идеологическую составляющую.
В Геленджике мозаичное искусство, как один из вариантов оформления общественного пространства, получает распространение в 1970-е – 1980-е годы. К сожалению, на сегодняшний день на территории муниципального образования сохранилось крайне мало образцов советской мозаики.
Мозаика в фойе Дворца культуры им. Л. Плешкова
В фойе Дворца культуры им. Л. Плешкова можно увидеть большое панно, украшающее одну из его стен. Сам Дворец культуры был построен в 1972 году, изначально как городской курортный зал. Тогда же и было создано мозаичное панно. В сюжете этой мозаики – тема сказки и искусства. В верхней её части – солнце, в которое «вписана» театральная маска. Такой подбор сюжета характерен для 70-х годов прошлого века, в нём отображена деятельность культурного учреждения. Также эта мозаика примечательна тем, что выполнена в технике «Мозаичная штукатурка», для её изготовления используется мелко дробленная смальта. Таким образом, мозаика во Дворце культуры является отличным примером, характерного для 1970-х гг. стремления к творческим экспериментам советских художников-монументалистов.
Мозаика на стене пансионата «Строитель»
Еще одно большое панно украшало стену пансионата «Строитель». Предположительно, автор мозаики – Анатолий Беломыцев. В сюжете мозаики – прославление труда: слева женщина, собирающая урожай, справа мужчина-строитель. В центре, на фоне солнца, пара, играющая в мяч.
Не так давно была утрачена мозаика, украшавшая стену здания на улице Маячной. Это было мозаичное панно, работы неизвестного теперь автора, по содержанию и материалам типичное для 80-х годов XX века: отвлеченная морская тематика, использование вместе со специальной смальтой битой керамической плитки, крашеной гальки.
Мозаика на ул. Маячной 2
В с. Дивноморское на пляже пансионата «Энергетик» сохранилось мозаичное панно 1980-х гг. Тема мозаики – сказка и природа: животные, птицы, цветы, большое солнце. В качестве материалов использованы кусочки керамической плитки и крашенная галька.
На Тонком мысе автобусная остановка «ДПС» украшена мозаикой, выполненной из кусочков керамической плитки. Вероятнее всего остановка появилась здесь в одно время с домом отдыха «Автомобилист» в 1980-х гг.
Остановка «ДПС». Геленджик, Тонкий мыс
В с. Кабардинка сохранилось, созданное в 1974 году, объемное мозаичное панно «Детство» в детском лагере «Альбатрос». Автор работы – Анатолий Поддубский. Мозаика выполнена из кусочков керамической плитки. В центре панно – пионеры – мальчик и девочка, их окружают цветы, горны, над головами детей солнце. По материалу, объему и сюжету работа является прекрасным образцом советского монументализма 1970-х гг.
Мозаика в лагере «Альбатрос»
В 2023 году мозаика была реставрирована группой профессиональных художников под руководством Никиты Полякова. Панно «Детство» — пример бережного отношения не только к советской мозаике в частности, но и к истории, культуре, искусству, ведь советский монументализм является частью огромной эпохи, частью нашего культурного наследия, которое, безусловно, нужно сохранить для последующих поколений.