Время работы: музей работает с 9.00-19.00, в четверг с 9.00 до 21.00

Художественная выставка «ОБРАЗЫ РОССИИ. НИТЬ ПОКОЛЕНИЙ» в ГВЗ - Gelendzhik Museum

  • Home
  • Художественная выставка «ОБРАЗЫ РОССИИ. НИТЬ ПОКОЛЕНИЙ» в ГВЗ
31 Июл

С 10 августа по 5 сентября в Городском выставочном зале вниманию
жителей и гостей города представлена художественная выставка
«ОБРАЗЫ РОССИИ. НИТЬ ПОКОЛЕНИЙ»
Андрей Петрович Полюшенко (1911 – 1985) – советский живописец, народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина. Жизненный путь Андрея Полюшенко – детство, взросление, становление как личности и становление как художника – пришёлся на период гражданских, политических, общественных потрясений. Андрей Полюшенко родился в 1911 году, и через шесть лет после его появления на свет в стране вспыхнула Гражданская война – череда радикальных изменений, которые вторглись в жизнь крестьянской семьи из деревни Коренной в Богучарской Волости Воронежской губернии. Сбежав от голода на Кубань, семья Полюшенко осела на станции Тихорецкая. Экономическое и социальное напряжение, сопровождавшее послевоенные годы, не помешало юному Андрею положить начало пути художника. В 1924 мальчик поступил в нижегородскую художественную школу Сергея Павловича Соколова – профессионала в пейзажном жанре, ученика Ивана Шишкина и Михаила Клодта. Так началось движение к успеху на просторах изобразительного искусства. Выпустившись из школы, начинающий мастер продолжил плодотворную деятельность, которая позволила ему активно участвовать в многочисленных выставках. В 1940 А. П. Полюшенко вошёл в Союз русских художников. Это вступление стало значимым этапом в его творческой карьере, которая омрачилась разразившейся вскоре Великой Отечественной войной. В ногу и в ритм с течением общенародного сознания Андрей Полюшенко направил силу своего искусства на борьбу с идейным врагом – фашизмом – в мастерской агитационного плаката, которую он возглавлял на протяжении всех лет войны. Мотивы чести, достоинства, готовности к самопожертвованию русского человека, заложенные в идейную основу искусства агитплаката, тонко перекликаются с естеством творческого своеобразия Андрея Полюшенко, которое и в пейзажной живописи, составляющей большую часть авторской коллекции, впечатывает характер русской культуры, сформированной в окружении природы, воспеваемой художником.
Николай Викторович Полюшенко (р. 1957) – российский график и живописец, заслуженный художник России. С 1991 – полноправный член Союза художников СССР, позже – России и Международной Ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Интересно наблюдать, насколько зеркально повторяются переплетения жизни личности и государства в судьбах единых духом людей, принадлежащих разным, в каком-то смысле противоречащим друг другу эпохам. Детский и юношеский период формирования личности Николая Полюшенко пришелся на стабильные в политическом и социальном отношении 60-70-е годы. Это те самые десятилетия развитого социализма, которые украсили творческую жизнь Андрея Полюшенко возможностью заслуженного пожинания плодов духовной борьбы. В 1974 году Николай Полюшенко окончил общеобразовательную школу, поступил в Ростовский государственный педагогический университет на факультет художественной графики. В течение последующих лет молодой человек усиленно работал над развитием профессиональных качеств, создавая большое количество художественных работ. В 1987 году состоялась персональная выставка «Памятники истории Тихого Дона» в центральном доме пропаганды ВООПИиК в Москве. Художник активно сотрудничал с Всероссийским фондом культуры, который открывал и возглавлял академик Д. С. Лихачёв. Акт дарения 35 авторских работ Всероссийскому фонду культуры Председатель Правления фонда П. Л. Проскурин расценил как «свидетельство уважения к Всероссийскому фонду культуры, как проявление самых добрых и гуманных чувств гражданина и человека, искренне стремящегося помочь делу сохранения, развития и приумножения отечественной культуры». Как Великая Отечественная Война настигла Андрея Полюшенко спустя год после того, как общество впервые признало его как профессионального художника, так же спустя год после стремительного карьерного взлёта Николай Полюшенко столкнулся с распадом своей страны, Советского Союза. Чутко уловив тенденцию времени, Николай Полюшенко сосредоточился на том, чтобы линия культурной преемственности, протянувшаяся через поколения, не прекратилась, а продолжилась в завтрашнем дне. В эпоху жесточайшего кризиса, несмотря на разрушительный вихрь, сносящий экономический и социальный уклад, идеи, моральные установки привычного общества, Николай Полюшенко продолжил активно воспевать и популяризировать не только на родине, но и во всём мире образ великой и прекрасной России, России, которая даже в самые тёмные времена оставалась сильной и единой. Образы, заложенные в культурном коде российского народа, художник отражал и утверждал проведением в России и за рубежом персональных тематических выставок серий «Россия», «Земля Донская», «Антон Павлович Чехов», «Нобелевские лауреаты России».
Тематика и содержание творчества Андрея Полюшенко и Николая Полюшенко перекликаются, в определенной степени достигая идейного единства. Интуитивное понимание художниками ценности исторической памяти – средства познания исторического опыта и источника движения вперед – обусловило совпадение мотива, порождающего течение их творческой мысли – мотива родного дома и страны.
Богатое идейное содержание приводит к созданию идеальной формы. Андрей Полюшенко и Николай Полюшенко разнообразили художественное воплощение вечных тем непохожими, но ярко выраженными, самобытными техниками исполнения, выработанными за десятилетия каторжных поисков.
Художник – зеркало среды. Чуткое восприятие образа родины было обострено фатальным событием, которое, омрачив рассвет жизни Андрея Полюшенко, повторилось в судьбе Николая Полюшенко – гибель страны и её возрождение в новой, непривычной форме. Этот гражданский опыт позволил каждому из художников привнести свое видение в освященную традицией тему России через самобытный, узнаваемый изобразительный язык. Широкий живописный мазок, контрастность, лаконичность в работах Андрея Полюшенко раскрыли тематику России через величие и красоту русской природы. Детализация, отточенность, преобладание графических приёмов в творчестве Николая Полюшенко послужили расширению образа: Россия предстаёт перед зрителем в лицах, событиях, памятных местах.
Выставка произведений искусства, объединённых автографом «Полюшенко», демонстрирует разительную силу искусства, утвердившего двух личностей в разгар фатально схожих событий двух несхожих эпох. Как сотни лет назад мастера древности творили во имя защиты самосознания народа, так в наше время два художника позволили семенам, запущенными общими предшественниками, прорасти и дать побеги навстречу высокому и светлому.
КРЫЛЬЯ РОДА
Художественно-историческая справка о происхождении фамилии Полюшенко.
Фамилия – зеркало рода. По течению времени она перетекает через поколения и пропитывает каждого своего носителя жизнью, наследуемой от общих истоков. Понимание своеобразия этой скрытой, сакральной жизни даёт ключ к пониманию отдельной личности и целого рода.
В семейных преданиях рода Полюшенко сохранилось несколько версий, раскрывающих значение фамилии. Первое упоминание фамилии «Полюшенко» встречается в XVII веке – времени правления Ивана Грозного, когда была проведена первая перепись населения и создан реестр привилегированных и благозвучных фамилий, а по стране начали распространяться фамилии служащих людей и купечества, появляться знатные фамильные названия, образовываться многочисленные боярские и дворянские роды.
Этимологическая связь фамилии со словом «полюх» – степной тетерев – даёт повод предположить, что родоначальник – человек, впервые получивший фамилию «Полюшенко» и передавший её своим потомкам, – был из сословья дозорных, живущих на степных окраинах российского государства, чтобы при малейшем тревожном знаке успеть поднять тревогу, оповестить мирных жителей и начать обороняться от опасности. По неподтвержденной информации, в роду Полюшенко были и священнослужители, и иконописцы – такие же хранители границ, но уже духовных. Существует версия, что прозвище «Полюх», лежащее в основе фамилии, указывает на место жительства предка на равнине, в открытом месте или близ некого поля. («Полюх» по Далю – «поле»). Таким образом, на месте главы рода можно представить пахаря, возделывающего поле, чтобы защитить свою семью от голода и привести свой край к процветанию.
Каждая из этих версий, в той или иной мере приближенная к правде, демонстрирует одно: фамилия Полюшенко не выходит за границы общего человеческого предназначения – охранять семью и родину в любые времена.

Logo

О музее

Краткая информация

Подробнее

Связаться с нами

 Версия для слабовидящих